Как изготовить крепление самостоятельно?
Профессионалы в рыбной ловле для монтажа эхолота используют специальные крепежа, которые изготавливают самостоятельно с применением подручных средств, это позволяет вносить необходимые коррективы и экономить средства.
Для изготовления требуется подготовить следующие материалы:
- металлопластиковая труба до 1 метра;
- нержавеющая труба длиной до 1,5 метров;
- струбцина;
- болты с шайбами и резинками.
Для конструирования необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
- прикрепить металлическую трубу к струбцине, могут быть использованы хомуты, можно приобрести в строительной торговой точке;
- в металлическую трубу необходимо вставить металлопластиковую, нижний конец которой необходимо расплющить;
- в верхней части необходимо просверлить два отверстия для монтажа крепления;
- закрепить трансдьюсер, чтобы проводы были опущены внутрь трубы;
- установить струбцину в место, предназначенное для монтажа, и зафиксировать монитор.
Данный вид монтажа позволяет осуществлять быстрое снятие гаджет и контролировать глубину погружения датчика.
Надувные лодки со сланью
Наличие жесткой слани на дне лодки, а также соответствующая рекомендация в инструкции к эхолоту, может и вовсе избавить рыболова от необходимости покупать или изготавливать держатель датчика эхолота. Некоторые устройства допускают работу трансдьюсера (ультразвукового датчика) без его погружения в сам водоем. Нормальная работа прибора вполне может быть обеспечена установкой датчика под жестким настилом, прямо на днище.
Размещенный подобным образом трансдьюсер образует выемку в дне лодки, в которую необходимо налить немного воды – для устранения воздушной прослойки, способной искажать ультразвуковой сигнал и приводить к получению неверной информации. Для катеров, а также для лодок с надувным килем способ не подходит.
Важно! Датчик обязательно должен быть в воде, иначе прослойка воздуха между трансдьюсером и днищем не даст прибору нормально работать. Эту особенность некоторых эхолотов можно использовать и на зимней рыбаке
В инструкции ко многим устройствам указано, что они могут работать при помещении датчика в небольшую лужицу на льду, без необходимости опускать его в лунку. Есть также вариант использования устройства, при котором трансдьюсер помещают в пакет с водой, что также ликвидирует воздушную прослойку
Эту особенность некоторых эхолотов можно использовать и на зимней рыбаке. В инструкции ко многим устройствам указано, что они могут работать при помещении датчика в небольшую лужицу на льду, без необходимости опускать его в лунку. Есть также вариант использования устройства, при котором трансдьюсер помещают в пакет с водой, что также ликвидирует воздушную прослойку.
Популярные модели крепления эхолота на транец
При выборе крепежа необходимо учитывать не только модель гаджета, но и вид мототехники. Чаще всего кронштейн выбирается пользователем индивидуально по личным предпочтениям.
Алюминиевое крепление ТК-550
- Изделие для крепежа может использоваться для различных видов мототехники, монтаж изделия осуществляется без использования каких-либо дополнительных инструментов.
- С помощью кронштейна рыболов может фиксировать глубину погружения датчика.
- На крепеж могут устанавливаться любые датчики, которые предусмотрены для такого вида эксплуатации.
- При использовании лодок с мотором крепеж позволяет избежать вибрации других видов помех во время передвижения.
- Кронштейн изготовлен из алюминия, что позволяет пользоваться крепежом длительное время.
- Чаще всего в комплекте с такими изделиями идут передвижные трубки и пластиковые насадки.
- Стоимость алюминиевого крепежа составляет 1600 рублей.
Держатель датчика эхолота c регулировкой угла DT-150H
- Данный вид крепежа может использоваться для надувной лодки.
- В комплекте с кронштейном идет два типа крепежа для различного вида датчиков.
- Устройство съемное и может применяться при необходимости.
- Материал, из которого изготовлен крепеж — нержавеющая сталь, специально обработанная для длительного применения.
- При необходимости в данной модели могут регулироваться угол наклона и глубина погружения.
- При правильном монтаже рыболов получает достоверную информацию на любой глубине.
- Стоимость изделия составляет 1400 рублей.
Установочные комплекты Humminbird MHX XNPT Portable Hardware
- Устройство на специальной присоске, которое является одним из популярных и часто используемых товаров.
- Может использоваться для монтажа на любом плавающем средстве.
- Преимущество такого крепежа в том, что рыболов может самостоятельно фиксировать глубину и определять угол наклона.
- Устройство быстро снимается и имеет небольшой вес, что позволяет постоянно переносить его при необходимости.
- Стоимость такого изделия составляет 1800 рублей.
Крепление датчика рыболовного гаджета на борт резиновой лодки KRL-300
- Изделие позволяет использовать абсолютно любые виды датчиков от эхолота.
- Чаще всего используется для надувных лодок, однако при необходимости может крепиться абсолютно на любой лодочной модели.
- Струбцина, которая входят в модели других креплений, заменена специальной пластмассовой установкой.
- Для эффективного монтажа используется прочный клей, с помощью которого приклеиваются детали крепежа к бортовой части надувной лодки.
- Перед креплением необходимо установить подвижную трубку таким образом, чтобы она не касалась и не выступала за уровень дна лодки.
- Стоимость изделия 1700 рублей.
Случаи самостоятельной установки
- — нестандартное плавательное средство китайского производства;
- — отсутствие транцевой части для инсталляции заводским способом;
- — несоответствие стандартизированного кронштейна лодочному креплению.
Если отсутствует струбцина, крепёж делается с помощью перфорирующей дрели, болтов и шурупов с гайками. Высверленные в транце отверстия служат для установки фиксаторов. Минус заключается в минимальном количестве настроек под предпочтения рыболова. Самодельное крепление редко имеет конструкцию съемного класса. Вот почему эксперты советуют отказаться от методов инсталляции, в основу которых положены знания частного характера.
Сиденья для ПВХ лодок — виды, рекомендации по выбору
Чаще всего, в качестве сидений для ПВХ лодок используются жесткие типы – лавки или специальные поворотные и откидные кресла со спинками.
Жесткие сидения для лодок ПВХ. Штатными, входящие в стандартную комплектацию чаще всего выступают жесткие из влагостойкой фанеры или пластика. Крепеж сидений бывает стационарным и подвижным. Стационарный – когда крепеж приклеен к конкретному месту, и нет возможности двигать лавку. Подвижный – так называемый ликпаз-ликтрос. Благодаря такому крепежу, лавки можно двигать вдоль баллонов без труда.
Это дает сидениям возможность передвижения внутри кокпита лодки, пассажиры смогут удобно разместиться, да и груз можно правильно распределить, при установленном лодочном моторе.
Тюнинг сидений для ПВХ-лодок.
Согласитесь не слишком комфортно длительное время сидеть на жестком сиденье, входящим в стандартную комплектацию практически всех лодок. Дискомфорт чаще всего ощущается во время езды, когда лодка идет по волне, и жесткое сидение отдает каждый удар воды о борт. Для того, чтобы избежать дискомфорта, можно использовать один из двух вариантов усовершенствования вашего сидения.
Во-первых, для увеличения комфортности используются специальные накладки на сидения. Они могут быть как простыми мягкими, так и со специальными отсеками для дополнительных снастей. Очень удобно, можно положить с собой в лодку и термос с чаем, и бутылку воды, и быть уверенным, что все это не будет кататься по дну лодки.
Помимо варианта с накладкой, можно использовать специальные вращающиеся кресла. Устанавливаются они достаточно просто. Для этого берем специальный кронштейн, который благодаря металлическим направляющим, без труда стягивается на сидении.
Что интересно, внутри такого кронштейна есть подшипник, позволяющий беспрепятственно вращаться конструкции вокруг оси.
И сверху на него уже монтируется само кресло.
Выбранное для демонстрации сидение снабжено складывающейся спинкой из пластика с мягкими вставками из высококачественного винила. Главное преимущество – оно может быть установлено на большинство моделей ПВХ лодок.
Константин Кожушко, руководитель рыболовного магазина «СибЛодки»:
– Благодаря личному опыту использования подобной конструкции советую всем рыболовам монтировать такой механизм не на одно сидение, а на два. Дело в том, что установленное кресло при простом облакачивании на спинку, может опрокинуться. Ширины крепления одной лавки за ликтрос мало, чтобы удерживать рыбака, а вот двух лавок – достаточно.
Стационарное крепление
В данном случае нас интересует стационарное крепление эхолота к лодке. Оно подразумевает установку эхолота вместе с датчиком на транец лодки. Считается, что датчик будет, практически, постоянно находиться на одном месте без частых монтажей и демонтажей. Поэтому, если датчик эхолота будет постоянно менять свое местоположение, то я бы рекомендовал вам закреплять его с помощью струбцины вместо кронштейна. Дисплей же эхолота, при этом, можно установить в любом удобном месте независимо от датчика. Это могут быть: транец, приборная панель или банка. Сам же датчик соединяется с эхолотом с помошью кабеля длиною в 6 или 10 метров, поставляемого в комплекте.
Помимо всего прочего, стационарное крепление эхолота на лодке требует обеспечения внешнего питания (чаще всего 12 В). Это могут быть: внешний аккумулятор или бортовая сеть, а так же отдельная батарея
Хочу обратить ваше внимание на то, что потребляемый эхолотом ток несколько различается у разных моделей, но при этом не бывает больше чем 0,5 А-ч. Поэтому я бы рекомендовал бы вам обзавестись средним по размерам и по емкости аккумулятором, примерно на 7 А-ч
Такой аккумулятор даст вам 16-18 часов непрерывного функционирования эхолота, что по моему очень даже неплохо.
Любопытно, то что можно, при желании, переделать стационарный эхолот в портативный. Для этого можно докупить к основному комплекту фирменный кейс или установить аккумулятор с эхолотом в любом удобном ящике (например, с под инструментов). Съемное крепление эхолота к лодке, в частности датчика, подразумевает использование струбцины.
Способы
Теперь рассмотрим способы правильного крепления прибора. Нужно выбрать сам крепеж
Тут важно учесть на какую лодку эхолот будет устанавливаться. Проще всего с катером – его твердые борта легко позволяют установить прибор самостоятельно без особых проблем
Несколько сложнее обстоит дело у владельцев ПВХ или резиновых надувных лодок.
Другое дело, что подобное решение подойдет лишь для жителей крупных городов или областных центров, да и стоимость подобных услуг достаточно велика, не каждый сможет себе позволить.
Большинству рыбаков придется заниматься установкой самостоятельно. Этапы установки прибора рассмотрим ниже, сейчас же определимся с типом крепежа устройства. Существует два варианта.
Заводской
Многие фирмы-производители приборов выпускают специальные крепежи для лодок. Профессиональные заводские крепежи состоят из следующих элементов – струбцины, специального кронштейна, узла монтажа.
Струбцина прижимает всю конструкцию к жесткой поверхности плавательного средства. Обычно она выполнена из нержавеющей стали с резиновой прослойкой для плотности при монтаже. Если лодка с мотором, то струбцина прикрепляется к транцу таким образом, чтобы не мешать работе двигателя лодки при маневрировании. Допустимо смещение к левому или правому борту лодки.
Кронштейн представляет собой трубку, которая соединяет датчик эхолота (трансдьюсер) и струбцину. Этот элемент крепления позволяет настраивать устройство по глубине, а во многих дорогих моделях приборов еще и угол поворота.
С помощью специального болта кронштейн прижимается к струбцине, затем корректируется глубина и угол по отношению к поверхности воды. Для этого следует немного опустить зажим на струбцине. Кронштейн начнет смещаться в нужном направлении. После корректировки необходимо жестко закрепить всю конструкцию.
Такой тип крепления дает возможность быстрого монтажа и демонтажа прибора, что важно, если после рыбалки лодка складывается или сдувается, а затем уже убирается на хранение. Еще один плюс – возможность автоматического снятия датчика при наезде на препятствие во время движения лодки
После того как угроза минует, вновь установить датчик не составит никакого труда.
Удобно и то, что подобные крепления универсальны для различных моделей приборов, независимо от фирмы-производителя они очень надежны и легко поддаются корректировке.
Недостатком такого способа будет то, что прибор займет место на палубе, которое может быть использовано для хранения удочек и других снастей. Также стоит учесть и высокую стоимость подобных креплений.
Самодельный
Намного дешевле выйдет сделать эту конструкцию самому. Такой способ особенно актуален для владельцев резиновых и алюминиевых лодок без транца. При этом в случае изготовления самодельного крепления возможны несколько вариантов. Это могут быть и съемные, и стационарные конструкции.
Стационарное крепление сделать очень просто, при этом в дальнейшем не нужно будет тратить время на монтаж и демонтаж прибора
Важно подобрать для изготовления устойчивые к коррозии материалы
В данном случае около киля нужно сделать отверстие в днище судна. С помощью эпоксидного клея датчик прибора приклеивается к поверхности дна лодки. Оставшиеся отверстия также заполняются клеящим составом. Такой тип крепления подойдет резиновым и стеклопластиковым лодкам, моделям из ПВХ.
Съемное крепление делается и крепится по подобию заводского. Оно сложнее в изготовлении, но при этом точно подойдет к имеющемуся плавательному средству.
Для изготовления такого крепления понадобятся:
- труба из металлопластика длиной приблизительно 1 метр или немного меньше;
- трубка из нержавейки, при этом ее диаметр должен быть чуть больше диаметра металлопластиковой трубы;
- струбцина (ее легко приобрести в строительном магазине);
- болты, гайки, шайбы, шплинт, резиновые прокладки (можно использовать самодельные, например, из старых камер от велосипедов), хомуты.
Монтаж такого крепления проводится точно по аналогии с заводским. Струбцину нужно прижать к борту судна, датчик прикрепляется к трубе и опускается на необходимую глубину. Труба крепится с помощью болта к струбцине.
Опытные рыбаки чаще всего рекомендуют использовать для эхолота именно заводские крепления, но не всегда это выполнимо. Например, при отсутствии транца (чаще всего на лодках без мотора), если сама лодка нестандартная или держатель и струбцина по каким-то причинам оказались несовместимы (были куплены в разное время отдельно друг от друга), а также, если на рыбалке используется несколько сильно отличных по конструктивным особенностям плавательных средств.
Держатели датчика
Место установки датчика зависит от особенностей плавательного средства. Он должен располагаться так, чтобы на его работу не влияло возмущение потока, возникающее от работы гребного винта. Активная поверхность трансдьюсера должна быть направлена вертикально вниз в любом режиме движения лодки. В противном случае результаты измерений будут недостоверными.
Крепление держателя обязано обеспечивать быстрый монтаж и установку датчика в рабочее положение при нахождении лодки на воде. Конструкцией должна быть предусмотрена защита трансдьюсера от зацепа или попадания постороннего предмета. Жесткая фиксация элементов крепления датчика может привести к его отрыву или повреждению.
Заводские
Промышленность выпускает эхолоты с несколькими вариантами крепления:
- на струбцинах;
- на присосках;
- на клее и другом крепеже (несъемные);
- плавающие.
Все виды крепления должны соответствовать установленным критериям:
- надежность;
- защита от зацепов и ударов о посторонние предметы;
- возможность регулировки по глубине и углу отклонения от транца.
В большинстве случаев производители используют для элементов крепления антикоррозионные материалы. Для защиты трансдьюсера от разрушения устанавливают подпружиненные кронштейны, способные отклоняться при зацепах или ударах. Для крепления эхолотов на быстроходных судах датчики помещают в обтекатели. Это помогает уменьшить гидравлическое сопротивление и снизить на него нагрузку.
Крепление на транец
У рыбаков большой популярностью пользуются держатели, крепящиеся на струбцинах. Таким способом можно устанавливать датчик как на стационарном, так и съемном транце плавающего средства. Особенно широко это крепление используется владельцами надувных лодок. Кроме простой и быстрой установки, оно дает возможность регулировки штанги трансдьюсера по высоте и изменения ее наклона относительно транца. Это имеет большое значение при движении и выходе лодки на глиссирование.
Комплект крепления включает в себя:
- струбцину;
- кронштейн;
- механизм установки излучателя.
Для предотвращения самопроизвольного опускания датчика, кронштейн фиксируется винтовым стопором. Нижняя часть штанги имеет хомут, которым крепится трансдьюсер.
Крепление датчика эхолота на транец лодки не всегда приводит к получению корректных результатов обследования. Это связано с влиянием возмущения потока, возникающего при работе подвесного мотора, особенно при выполнении поворота в сторону установленного датчика.
Несъемные крепления
В некоторых случаях возникает необходимость жесткого крепления прибора
Это важно при передвижении на больших скоростях. Для крепления используется комплектная скоба
Чтобы ее установить, необходимо будет просверлить несколько отверстий в транце. Заглубление трансдьюсера определяется опытным путем. Датчик крепится винтом с резиновыми прокладками.
При таком способе установки отпадает необходимость монтажа/демонтажа устройства на рыбалке и снижается вероятность обрыва кабеля от трансдьюсера. Установка эхолота на другое плавсредство будет возможна в случае наличия комплекта съемного крепления.
Вариант с плавающим датчиком
На весельных резиновых лодках без транцевой доски часто используют буксируемый трансдьюсер. В случае применения беспроводного устройства достаточно привязать его фалом, т.к. он имеет хорошую плавучесть, а конец закрепить за банку. В качестве дисплея можно пользоваться смартфоном, предварительно загрузив в него соответствующее приложение.
При использовании датчика от обыкновенного эхолота его необходимо закрепить на поплавке. Для этого подойдет кусок пенопласта или пустая ПЭТ-бутылка. К поплавку трансдьюсер крепится при помощи пластиковых хомутов. Рыбалка с плавающим датчиком возможна на тихой воде или с берега. При сильном волнении он «прыгает», что приводит к искажению показаний замеров.
Крепление к баллону
Такой способ установки широко используется на бестранцевых резиновых плавсредствах. Крепление для эхолота на лодку ПВХ изготавливается из прочного пластика. Оно заменяет собой комплектные струбцину и кронштейн. Опорный механизм приклеивается к баллону лодки клеем, входящим в комплект поставки.
Трубка держателя трансдьюсера фиксируется в механизме с помощью винта. Необходимо правильно выбрать место установки крепления эхолота. От этого зависит достоверность показаний прибора. Чаще всего крепление устанавливают по середине баллона левого борта.
Пошаговая инструкция
Установить эхолот на надувную лодку можно своими руками. Пошаговая инструкция проста.
- Выберите место расположения контрольного модуля эхолота. Обычно это не представляет трудностей, потому что приборы снабжаются быстросъёмными держателями.
- Определитесь с точкой расположения датчика. От этого будет зависеть необходимость покупать дополнительные материалы. Если решите установить датчик эхолота прямо внутри лодки, внимательно изучите конструкцию её днища.
- Выберите метод установки датчика. В большинстве случаев невозможен монтаж датчика «намертво» в определённом месте. Это затрудняет сборку надувной лодки и обслуживание электроники.
- Выбрав способ с жёстким креплением, запаситесь материалами для надёжной герметизации. Это полимерные клеи и современные виды липких «лент» (скотчи). Сейчас выпускаются скотчи, способные выдерживать длительную эксплуатацию под водой.
- Если вы предпочитаете вариант съёмного монтажа на штанге, можно купить готовый кронштейн со струбциной в магазине рыболовных принадлежностей. Но можно сделать его своими руками из подручных материалов.
Выбор места
Как уже упоминалось, корпус главного прибора можно установить в любом удобном месте. Как правило, такой островок находится посередине панели управления лодкой. Недорогая электроника имеет съёмные крепления, так что на панели можно закрепить лишь «держалку», а сам аппарат перемещать как удобно. Несмотря на то что все эхолоты имеют защиту от промокания, нырять с ними или просто ронять в воду не рекомендуется. Место крепления базового блока лучше закрыть козырьком. Он не только защитит прибор от водяных брызг, но и улучшит читаемость информации с экрана на ярком солнце.
Правильный выбор места расположения датчика обеспечивает успех всего дела. В первую очередь следует внимательно ознакомиться с инструкцией к вашему прибору. Там обязательно есть схема, указывающая на правильное положение датчика. Порой возникает соблазн установить эхолокатор строго вертикально вниз. Это всегда неправильно. Современные рыбацкие эхолоты рассчитаны на горизонтальное положение.
Установка
Выбирая точку расположения датчика эхолота, рыбак вынужден найти несколько компромиссов. Датчик должен быть расположен как можно ниже под днищем. Но это мешает способности лодки проходить по замусоренным заливам, в которых как раз и есть самая интересная рыбалка.
Конструкция надувной лодки из ПВХ ограничивает возможность сверления отверстий или вклейки монтажных элементов. Даже если качественно вклеить втулку для пропуска электрических проводов, она уже помешает сборке лодки после выпуска воздуха. Есть способ крепления внешнего оборудования, которое монтируется на лёгких разборных кронштейнах. Подобрав форму и метод крепления кронштейна, можно установить эхолот на любую лодку. На рис. 3 приведён пример такого кронштейна.
Кронштейн со струбциной позволяет в любую минуту переставить датчик эхолота в удобную точку. Подобные конструкции массово продаются в магазинах, торгующих оборудованием для надувных лодок. Но можно сделать такую вещь и своими руками. Например, в качестве крепления можно взять любую струбцину из магазина стройматериалов или инструмента. Для основы кронштейна хорошо подходят пластиковые сантехнические трубы. Сам датчик крепится к кронштейну любыми монтажными хомутами. Например, существуют ленточные стяжки, которые крепятся простым завинчиванием винта отвёрткой.
Обратите внимание на правильное расположение датчика относительно борта лодки. Чтобы эхолокатор показывал всё окружающее пространство, лучше размещать его датчик прямо под килем лодки
Однако, это не всегда возможно. На рис. 4 приведены примеры расположения датчика в продольной проекции лодки.
Интересна конструкция установки датчика эхолота непосредственно в дно лодки с НДНД
Обратите внимание на рис. 5: такое исполнение позволяет надёжно закрепить датчик в непосредственной близости от воды, но не нарушает мореходных свойств лодки:
- верхняя часть днища аккуратно вырезается;
- датчик вклеивается в нижнюю часть днища;
- для восстановления герметичности надувного дна верхний слой днища лодки аккуратно заклеивается.
Как установить?
Стоит напомнить, что изначально эхолоты разрабатывались для того, чтобы корабли могли обходить участки мелководья и различные подводные препятствия. Однако развитие технологий позволило создать максимально компактные приборы, которые сейчас широко используются, в том числе, рыбаками. Приборы способны предоставлять информацию не только о рельефе дна водоема, но также и о присутствии косяков рыб
При этом важно учитывать, что достоверность показаний аппарата напрямую зависит от того, как будет установлен его датчик-излучатель
Принимая во внимание все нюансы, следует знать, как правильно закрепить трансдьюсер своими руками. При наличии транца возможны варианты с использованием струбцины, выполненной, как правило, из нержавеющей стали и имеющей резиновую прокладку, а также кронштейна в виде двух раздвижных трубок
В данном случае алгоритм установки приспособления будет иметь следующий вид.
- Струбцину плотно прижать к транцу лодки. Если установлен мотор, то положение приспособления следует выбирать с учетом удобства управления.
- Датчик-излучатель звукового сигнала надежно закрепить на кронштейне, выставленном с учетом требуемой глубины.
- Закрепить при помощи специального болта штангу с датчиком на струбцине.
- Произвести корректировку глубины и угла расположения датчика по отношению к поверхности.
- Разместить экран прибора в удобном для использования и максимально безопасном месте.
Подобный способ установки крепежа для датчика эхолота имеет ряд неоспоримых преимуществ.
- Максимальная простота и скорость монтажа и снятия конструкции. Это наиболее актуально для лодок из ПВХ, которые чаще всего после использования сдуваются.
- Максимальная надежность крепления устройства с возможностью корректировки его положения.
Естественно, не обошлось и без явных недостатков. Прежде всего стоит отметить, что готовые транцевые крепления могут оказаться дороговатыми. Из-за жесткости конструкции при случайном столкновении с препятствием возрастает риск серьезных повреждений транца.
Следующий способ установки датчика сводится к его вклеиванию в корпус плавательного средства. Для этого потребуется следующее.
- В районе киля лодки снять с днища все слои покрытия вплоть до внешнего.
- Приклеить датчик к подготовленной поверхности, используя эпоксидный клей.
- Оставшимся клеевым составом заполнить пустоты по краям датчика.
Третий вариант монтажа предусматривает вынос устройства за пределы лодки. В данном случае необходимо будет следующее.
- При помощи изоленты или скотча прикрепить трансдьюсер к пластиковой бутылке (посередине).
- На горлышке аналогичным образом зафиксировать провод, который подключается к установленному в лодке монитору эхолота.
- Налить в бутылку воды до тех пор, пока датчик не окажется на нужной глубине.
Установка прибора
Основные монтажные работы по креплению эхолота производятся внутри корпуса. Это наиболее надежная конфигурация установки, но она возможна только в случае если корпус катера однослойный. Монтаж выполняется двумя способами: посредством крепежей и эпоксидного клея. Желательно использовать одновременно два средства, что добавит прочности конструкции. На внутренней стороне корпуса также устанавливается платформа, соответствующая по схеме расположения отверстий основной внешней базе. При необходимости можно вывести и дополнительные коммуникации в нишу конструкции.
Теперь следует ответить на другой вопрос: как установить эхолот на катер, чтобы он допускал минимум помех? К сожалению, заранее просчитать воздействие шумов на сигнал сложно. Однако их уровень можно снизить, если рядом с техникой и в подкорпусной нише исключить прохождение сторонней проводки. Монтаж осуществляется винтами, после того как панель изнутри будет корректно установлена и зафиксирована эпоксидным клеем
Важно подчеркнуть, что силикон в этом случае не применяется, поскольку аналогичные составы тоже негативно сказываются на качестве приема сигналов
Место установки эхолота
Хорошая лодка ПВХ незаменима для рыбалки, но эхолот для получения адекватных показаний требует выполнения нескольких условий:
- Транец – это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок
Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;
- Отсутствие пузырьков воздуха под водой около датчика в результате возникновения завихрений при движении лодки;
- Исключение даже небольшой вибрации трансдьюсера.
Исходя из этих особенностей, рекомендуется три основных места для крепления датчика:
- Транец. Это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок. Так обеспечивается необходимая жесткость, возможность корректировки положения при помощи заводских или самодельных креплений;
- Днище лодки. Еще один распространенный метод, позволяющий добиться правильных показаний. Используется клей или присоски, часто включающиеся в комплектацию прибора;
- Выносной способ. При отсутствии транца или постоянно меняющихся плавательных средствах можно использовать пластиковую бутылку, которая позволит разместить изделие перпендикулярно воде. Глубину погружения можно регулировать доливая или убирая жидкость из бутылки.
Непосредственно экран эхолота чаще всего крепится:
- Скамейка в удобном месте. Это может быть кронштейн, присоска, клей. Каждый определяется самостоятельно;
- Днище или боковая поверхность. Способы крепежа практически те же – клей или присоска.
Особенности
Что такое «эхолот» и для чего он служит? Это компактная гидроакустическая станция, позволяющая получить информацию о том, что творится в воде под носом у рыбака. Простым глазом заглянуть под воду непросто, но эхолот позволяет видеть происходящее прямо на экране, закреплённом в удобном месте.
Принцип работы заключается в том, что эхолот излучает очень короткие звуки, после чего «слушает» отражения звуков от окружающих предметов. На суше подобным образом ориентируются летучие мыши, а под водой такие существа, как киты и дельфины. Принципиальной особенностью подводного эхолота является то, что его ключевой элемент (излучатель и он же датчик сигналов) необходимо размещать под водой.
На коммерческих судах эхолоты обычно размещают в особых выдвижных контейнерах. На военных подводных лодках гидроакустическая станция может занимать целый отсек, а её датчики расположены вдоль всего корпуса субмарины. Как же устроены недорогие приборы, пригодные для применения в любительской рыбалке? И как на маленькой лодке закрепить такой полезный прибор? На кораблях с металлическим корпусом место расположения акустических локаторов закладывается ещё на этапе проектирования. Обычно эхолоты размещают в отдельных маленьких корпусах, закреплённых снаружи корпуса судна. На некоторых кораблях устраивают особые отсеки, в которых часть корпуса выполнена не из металла и постоянно затоплена водой.
К чему такие сложности? Особенностью эхолота является то, что он «видит звук». Звуковые волны плохо проходят через металл и легко отражаются от границы «воздух-вода». Поэтому датчик надо размещать прямо в воде, но так, чтобы он не создавал лишнего сопротивления ходу судна.
Задумав оснастить эхолотом простую надувную лодку, рыболов сталкивается с массой технических проблем. Часть из них вызвана тем, что недорогие эхолоты выполнены вполне определённым образом и требуют точного размещения
Другой важной особенностью является то, что резиновую лодку нельзя просто продырявить в любом месте. Главный модуль можно разместить практически в любом удобном месте
Как правило, для этого находится пространство на «торпедо» рядом с рулевой колонкой и ящичком с рыболовными снастями. Пример такого размещения представлен на рис. 1.
Датчик эхолота на ПВХ-лодку приходится монтировать с помощью внешних механических кронштейнов. Это усложняет конструкцию, но оставляет возможность компактной сборки и хранения лодки. Главное то, что используя монтаж в виде особого кронштейна, можно выбирать произвольно место размещения датчика. Особой конструкцией отличаются лодки с НДНД. Эта аббревиатура кодирует термин «надувное дно низкого давления».