Все что вы не знали о фрикционе

Советы начинающим

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

  • Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
  • Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
  • Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
  • Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
  • Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Фрикционы (фрикционные диски)

Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.

Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче, останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.

Обзор видов и их разница

Безынерционные катушки оснащаются передним или задним фрикционом, есть и модели в комбинированном исполнении. Каждый вид комплектации различается в исполнении и функционале. Передний фрикцион устанавливается на шпулю. Настройка тормоза производится затягиванием или ослаблением регулировочного винта. Чаще всего применяется для ловли спиннингом с использованием тонкой лески и легкой приманки. Он обеспечивает тонкий контроль изменения нагрузки, спасает снасть при зацепе за дно водоема и от разрыва при вываживании крупной рыбы.

Он обладает следующими преимуществами:

  • тонкая регулировка;
  • легкий вес катушки;
  • простота конструкции.

Следует отметить следующие недостатки:

  • разбалансировка настройки вовремя вываживания рыбы;
  • неудобное расположение регулировочного винта;
  • высокая цена запасной шпули;
  • неудобство замены шпули.

Регулировочная ручка заднего фрикционного тормоза находится на тыльной части корпуса. Его настройка менее чувствительна и часто используется при ловле крупной рыбы усиленным спиннингом и на фидер. А также задний фрикционный тормоз применяют для защиты снастей от падения удочки с подставки в случае неожиданной поклевки.

Преимущества заключаются в следующем:

  • удобное расположение регулировочного винта;
  • не мешает замене шпули;
  • применяется для вылова крупных экземпляров;
  • надежен в работе с тяжелыми примаками.

Следует отметить такие недостатки, как:

  • большой вес катушки;
  • низкая чувствительность регулировки.

Катушки со совмещенным передним и задним фрикционным тормозом используются для длительного вываживания рыбы. После поклевки рыболов переключает катушку с заднего фрикциона на передний и вываживает добычу. Если вес добычи слишком большой и передний фрикцион не справляется, следует снова переключиться на задний тормоз. Такая система называется байтраннер. Переключение с переднего фрикциона на задний выполняется изменением положения рукоятки на тыльной стороне катушки. Универсальность такого подхода позволяет вываживать рыбу различного размера, защищает от разрыва в случае зацепа за дно водоема и сильных рывков рыбы.

Нужно обратить внимание на следующие преимущества:

  • универсальность при выборе снасти;
  • надежность в работе.

Не стоит забывать о следующих недостатках:

  • большой вес катушки;
  • сложность конструкции;
  • цена.

Рыболов выбирает катушку, исходя из собственного стиля рыбного лова. Для рыбалки на легкие снасти лучше использовать катушки с передним фрикционом. Если же планируется охота на крупную и сильную рыбу, то не обойтись без заднего фрикционного тормоза. Рыбалка на горной речке может подразумевать как поимку хариуса (200–300 граммов), так и ловлю тайменя весом в 30 килограмм.

Порядок разборки редуктора.

Снимаем шпулю (откручиваем винт тормоза фрикциона, бывают конструкции, в которых шпуля снимается нажатием на пятак находящийся с торца).

Снимаем звездочку с регулировочной шайбой (внимательно с шайбой не потеряйте, иначе придется подбирать экспериментально, шайба отвечает за правильность намотки шнура).

Откручиваем гайку крепления маховика лесоукладчика (резьба может быть как левого, так и правого вращения, гайка чаще всего стопорится шурупом)

Снимаем лесоукладчик.

Снимаем рукоятку вращения редуктора.

Выкручиваем винт (может быть один или два) крепления декоративного элемента.

Снимаем элемент.
Выворачиваем шурупы крепления крышки редуктора (могут быть разного диаметра, запомните, где какой выкручивали).

Убираем крышку (как правило, крышка снимается с подшипником, к которому могут прилипнуть регулировочные шайбы, в некоторых моделях ставят, обратите внимание на их наличие и правильность установки).

Вынимаем подшипник (внимательно следим, чтобы не потерять регулировочные шайбы).

Достаём вал со звездочками.

Разбираем привод шпули.

Откручиваем и снимаем главную звездочку привода шпули.

Достаём подшипник(бывает, что подшипник выходит вместе с валом).

На этом разборка безынерционной катушки завершена.

Сборка идет в обратном порядке с одновременной смазкой всех трущихся деталей. Для ухода за катушкой применяется специальная смазка, но в летних условиях подойдет и обычная автомобильная смазка, типа литол.

Как самостоятельно починить катушку

Катушка для спиннинга устроена таким образом, что прежде чем ремонтировать ее в домашних условиях, сначала нужно снять с нее шпулю.

Катушка Ryobi Ecusima

После ремонта все детали необходимо вернуть на свои места.

Как снять шпулю

Прежде чем проводить ремонт катушки для спиннинга своими руками, сначала следует снять с нее шпулю. Демонтаж детали можно провести 2 способами:

  • При нажатии на кнопку на фиксаторе.
  • После отвинчивания фрикциона.

Для снятия шпули с задним тормозом нужно нажать на кнопку фиксатора. Чтобы снять шпулю с катушки, оснащенной передним фрикционом, надо открутить и вынуть его.

Замена рукоятки

Если ручка катушки для спиннинга часто отваливается, ее приходится постоянно заменять. Причем рукоятки теряются при неправильной транспортировке или эксплуатации удочки.

Чтобы заменить рукоять, нужно выполнить следующие действия:

  1. Снять гайку на фрикционе и шпулю.
  2. Снять шестеренки и шайбы, расположенные под шпулей.
  3. Отвинтить рукоять.
  4. Завинтить новую ручку.
  5. Надеть шайбы и шестерни.
  6. Надеть гайку на фрикционный тормоз и на шпулю.

Чтобы рукоять быстро не отвалилась от катушки, рекомендуется покупать модели с допкрепежами в виде втулок или шайб.

Как отрегулировать шпулю

Шпули бывают с 2 видами фрикциона:

  • передним (для спиннинга);
  • задним (фидерный).

Передний фрикцион более чувствителен. Он реагирует даже на еле заметные сопротивления лесы. В итоге на удочку можно ловить и самых маленьких рыбок.

Задний фрикцион менее чувствителен. Он применяется при ловле толстыми снастями больших рыб на фидер, троллинг или при применении мощного спиннинга.

Регулировка механизма работы фрикционного тормоза проводится регулировочным винтом, находящимся сзади или впереди катушки. Чтобы отрегулировать фрикцион, нужно выполнить следующий алгоритм:

  1. Пропустить лесу через лесоукладыватель.
  2. Продеть лесу через кольца удилища.
  3. Закрепить конец лесы.
  4. Включить антиреверс.
  5. Установить удочку под углом в 45 градусов.

С передним фрикционом

Чтобы отрегулировать шпулю с передним тормозом, сначала нужно ее извлечь. Для извлечения элемента катушки надо снять ручку регулятора и открутить фрикцион.

Чтобы отрегулировать шпулю, надо выполнить следующие действия:

  1. Передвинуть шпулю по штоку катушки.
  2. Если шпуля движется вперед, то у стенки проводится наматывание большого количества витков.
  3. На оси под барабаном сверху звездочки трещотки фрикциона насадить 3-5 металлических (пластиковых) шайб. В сумме их высота не должна превысить 5 мм.

Добавляя шайбы, можно менять конусность намотки. Если в комплекте с катушкой шайбочек нет, можно использовать любые нержавеющие (пластиковые и полиэтиленовые).

С задним фрикционом

В катушке с задним расположением фрикциона есть кнопка фиксатора. При нажатии на нее можно снять шпулю.

Чтобы сделать необходимую укладку, надо выполнить следующие действия:

  1. Передвинуть шпулю по штоку.
  2. На оси под барабаном сверху звездочки трещотки фрикциона снять 3-5 шайб.

Для меня самая лучшая безынерционная катушка для спиннинга – это…

Cobra СВ140
0%

«Кобра» Spinning СВ 440
0%

«Кобра» СВ 540
0%

Daiwa Crest 4000
0%

Stinger Predator
0%

Ryobi
0%

Shimano катана 3000 FD
0%

Linnhue
0%

«Фишинг» ROI Anaconda
0%

Другая
0%

Проголосовало:

Как починить выключатель тормоза на катушке

Когда отказывает антиреверс, рукоять свободно вращается вперед и назад и после включения блокировки. Чаще в катушках на спиннинг стопор выглядит, как обгонная муфта.

Проблемы с антиреверсом возникают после попадания песка, пыли, грязи или при скоплении смазки. Прежде чем починить стопор обратного вращения, надо разобрать муфту, почистить и смазать ее маслом.

Ремонт катушки

Иногда дуга лесоукладывателя начинает самопроизвольно прокручиваться (из положения «заброс» в «подмотку»). Если своевременно не чинить ее, то при ловле рыбы можно сломать удочку.

Чтобы провести ремонт держателя лески на катушке для спиннинга своими руками, сначала нужно подтянуть болты дуги. Если первое действие не помогло, надо снять крышку и добавить ей упругости (прокладкой или пружиной).

Прокладку нужно устанавливать на стержень. Также можно поменять старую пружину держателя лески на новую, более жесткую.

Таким образом, получить большой улов можно и при помощи катушки на спиннинг

Однако важно правильно ее настроить. Также если своевременно не провести ремонт катушки для спиннинга, леска быстро порвется, и хорошего улова не будет

Модели для приводов

Фрикционная муфта для приводов может работать с одним или несколькими барабанами. В данном случае штоки производятся под небольшие валы. Барабаны устанавливаются в горизонтальном положении. Многие модификации оснащаются дисками из сплава алюминия. Также стоит отметить, что существуют модификации с пружинными устройствами.

Если рассматривать стандартную модификацию, то у нее имеются два отжимных диска. Между ними есть только одна пластина. Втулка в данном случае крепится за штоком. С целью сохранности барабана устанавливаются подшипники. Если рассматривать модели для больших приводов, то у них имеется отжимной диск с перегородкой. Ведомый барабан работает на широкой стойке. Нажимные пружины могут быть со стяжками. Вилки у муфт фиксируются у основания. Некоторые модели производятся с конусными корпусами. Дополнительно у муфт применяются компактные рабочие пластины.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/414677http://ribaku.info/snasti/chto-takoe-friktsionhttp://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BDhttp://fb.ru/article/261720/friktsionnyie-muftyi-printsip-rabotyi-chertej

Причины выхода из строя фрикционов

Причины, по которым сгорают фрикционы, редко у кого бывают просто возрастными. В основном к ним относятся:

  • недостаток смазывающего средства в АКПП. Фрикционы постоянно крутятся и взаимодействуют с другими дисками в масляной среде. Но при недостатке смазки, они оказываются на воздухе. Жидкость их больше не может защитить от трения на сухую, что приводит к быстрому стачиванию зубьев;
  • грязное ATF масло в АКПП. Если смазку не менять вовремя, то продукты износа разносятся по всей коробке. Они встречаются с стальными дисками и попадают между зубьев во время их работы. Это тоже влияет на быстрый износ дисков;
  • недостаточная сила зажатия тоже может выводить из строя фрикционные диски. Этот процесс происходит из-за недостаточного давления. А последнее из-за загрязненного гидроблока или вышедшего из строя клапана соленоида.

Некачественная жидкость, пробуксовки при застревании на грунтовых дорогах, холодные старты в зимнее время, таскание на своем автомобиле других транспортных средств, порой превышающих размеры самого авто – все это сказывается на АКПП и ускоряет износ фрикционных дисков.

Поэтому за АКПП, как и за любым другим механическим устройством нужно следить и ухаживать.

Передний и задний фрикционы: устройство, плюсы и минусы

Современные безынерционные катушки оснащаются тормозными системами разной конструкции. У каждой из них есть как сильные, так и слабые стороны.

  1. Большинство небольших «мясорубок», а также некоторые модели с байтраннером, оснащаются передним фрикционом. Система работает следующим образом. Шпуля устанавливается на шток, после чего фиксируется винтом через фрикционные шайбы. В зависимости от степени затягивания винта затрудняется или ослабляется вращение шпули. Такой механизм торможения считается надежным и простым. Катушки с передним фрикционом более легкие и компактные. Кроме того, настройка фрикциона у таких катушек более точная. Однако регулировать усилие во время вываживания не очень удобно. К тому же при замене шпули меняется и тормозная система.

  2. Катушки с задним фрикционом имеют регулировочную ручку сзади корпуса. Для большинства рыболовов удобнее производить регулировку при вываживании рыбы. Чаще всего производители оснащают задним фрикционом силовые катушки. В таких катушках шпуля фиксируется на шток благодаря кнопке, что значительно упрощает замену. Но механизм торможения более сложный. Из-за этого «мясорубки» становятся тяжелыми и громоздкими. Грубая настройка заднего фрикциона не позволяет использовать очень тонкие лески.

  3. Фрикционная система катушки может быть комбинированной. Например, спереди имеется стандартный фрикцион, а сзади установлен байтраннер. В такой конструкции настройка выполняется передним винтом. А при включении байтраннера происходит мгновенное ослабление тормоза. Такие катушки востребованы в карпфишинге, а также при ловле на фидер. Ослабив байтраннером тормоз, можно не опасаться, что карп или сазан утащит снасть при резкой поклевке. А перед подсечкой байтраннер отключается, после чего вываживание производится за счет работы основного фрикциона.

При выборе катушки эксперты советуют следовать следующему принципу. Для поплавочной или спиннинговой ловли предпочтительнее комплектовать снасть моделями с передним расположением фрикциона

Тем рыболовам, которые выбрали фидер или карпфишинг, лучше обратить внимание на силовые катушки с задним фрикционом. Наличие байтраннера оправдано при целенаправленной ловле карпа и сазана

Что такое фрикционный тормоз на катушке

Фрикцион катушки – это важнейшая деталь любой безынерционки. Без него снасть будет неполноценной, поскольку рыболов не сможет качественно выполнять проводку приманки, подсечку в момент поклевки и вываживание рыбы.

Часто новички задаются вопросом, для чего фрикцион на катушке, нельзя ли обойтись без него? Фрикционный механизм призван предотвращать обрыв лески или поломку удилища при приложении к снасти внезапных предельных нагрузок. У катушки без фрикциона частота отрыва приманок на каждой рыбалке может исчисляться десятками.

Суть работы

Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:

  • Механизм настраивается с помощью вращения регулятора на определенную нагрузку;
  • Если в процессе ужения приложенная нагрузка на фрикцион катушки превышает выставленное значение, то тормоз срабатывает;
  • Происходит стравливание лески со шпули до тех пор, пока инерция рывка рыбы не исчерпается.

Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.

Разновидности фрикционов

Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:

Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:

  • Меньший вес безынерционки, что положительно сказывается на сбалансированности снасти в сборе;
  • Простота и надежность конструкции, что подразумевает долговечность данного узла;
  • Как правило, лучшая чувствительность и возможность тонкой регулировки.

Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:

  • Запасная шпуля для такой безынерционки стоит дороже из-за непосредственного расположения на ней механизма;
  • Большинству спиннингистов неудобно подстраивать тормоз в момент вываживания хищника;
  • Сложнее заменить шпулю;
  • Может попадать грязь и взвеси, что вызовет сбои в работе.

Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.

Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.

Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:

  • Удобно регулировать нагрузку срабатывания во время вываживания;
  • Из-за отсутствия лишних элементов запасная шпуля дешевле, ее легче заменить;
  • Лучше работает на тяжелых снастях с оснастками и приманками внушительного веса.

Заднефрикционные >катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.

Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза.

Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется.

В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.

Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду

Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм.

В заключение

Как мы выяснили, фрикционный тормозной механизм катушки является важнейшим и необходимым ее узлом. Однако сам по себе он не гарантирует сохранность снасти и успешность борьбы с рыбой

Очень важно точно и грамотно отрегулировать его, дабы он надежно функционировал

Источник

Назначение фрикционного тормоза

В настоящее время большинство удилищ, спиннингов и донок оборудованы катушками. Для хорошего улова нужно уметь правильно ими пользоваться. Для кого-то катушка — это только то место, где находится леска или устройство, предназначенное для того, чтобы можно было забросить снасти как можно дальше.

Но для некоторых рыболовов, которые знают зачем нужен фрикцион, это устройство помогает им вытаскивать на берег действительно эксклюзивные виды добычи. Ведь и вправду, гибкая удочка и мастерство при работе с фрикционом гарантируют рыболову поймать большую рыбу и при этом не сломать снасти, не оборвать леску и не погнуть крючки.

Как правило, катушки состоят из:

  1. сплошного корпуса, сделанного из металла, пластмассы или углепластика, с механизмом внутри и специальным креплением к удилищу;
  2. ротора, который оснащён двигающейся скобой лескоукладчика;
  3. неподвижной шпули для хранения лески;
  4. ручки, которая приводит в движение весь механизм;
  5. фрикционного тормоза.

Фрикционный тормоз — один из важнейших узлов безынерционной спиннинговой или фидерной рыболовной катушки, который предназначен для сохранения лески от повреждений, а снасти и удилища — от нарушений целостности при сильной нагрузке. Также фрикцион выполняет сглаживание резких движений рыбы и не даёт ей улизнуть. Благодаря фрикционной системе удалось использовать более тонкие лески для поимки более крупной рыбы.

Правильная настройка фрикциона

На удивление, многие рыболовы игнорируют устройство фрикционного тормоза, потому что не умеют его настраивать либо не хотят им пользоваться. А некоторые рыбаки просто забывают о нём, пытаясь поскорее выловить свой заветный трофей. Также, к сожалению, существуют и те рыбаки, у которых просто нет средств на хорошие катушки и приходится покупать дешёвые и некачественные, изготовленные не лучшим образом и быстро выходящие из строя. В итоге получается так, что в одном случае тормоз полностью закручен, в другом — слабо либо не закручен вообще.

Для тех, кто не умеет пользоваться фрикционом, существует следующая технология настройки:

  1. Катушка с намотанной на неё леской крепится на удочку, затем леска продевается через пропускные кольца и привязывается к чему-нибудь неподвижному.
  2. Дугу лескоукладывателя сбрасывают. Удочка ставится под углом 45 градусов и дугу закрывают обратно.
  3. Медленно вращаем ручку катушки до тех пор, пока кончик удочки не согнётся.
  4. Поворачивая против часовой стрелки регулировочный механизм фрикциона, находим момент его срабатывания.
  5. Небольшими рывками удочки на себя нужно проверить, выпускается ли леска из катушки. Таким образом, фрикцион должен сработать раньше, чем наступит максимальное натяжение, при котором может произойти обрыв.

Тем не менее, на этом проверка на берегу не заканчивается. Имеется ещё несколько немаловажных деталей настройки непосредственно в процессе ловли:

  • После подсечки рыбы, которая постепенно начинает уходить от берега, нужно следить за тем, сколько осталось лески на катушке и понемногу зажимать регулировочный винт фрикциона. Таким способом создаётся сопротивление, и рыба быстро устаёт, что позволит поскорее вытянуть её на берег.
  • При вываживании рыбы существует угроза самостоятельного затягивания фрикциона. Вследствие этого возрастает усилие на леску, из-за чего она просто не выдерживает и рвётся. При таком случае рыбаку постоянно нужно следить за шпулей и при необходимости откручивать регулировочный винт.

Изобретатель трехколесного велосипеда лично доставил два экземпляра королеве Виктории

Когда в 1881 году королева Виктория была в турне по острову Уайт, ее лошадь и повозка не смогли угнаться за женщиной, которая ехала на трехколесном велосипеде.

Королева заставила слуг остановить женщину, чтобы та смогла продемонстрировать королеве свой транспорт. Заинтригованная открытием, королева заказала сразу два. Она попросила, чтобы изобретатель Джеймс Старли лично доставил ей велосипеды.

И хотя сейчас мы ассоциируем трехколесные велики только с малышами, среди королевской элиты они считались крутым средством передвижения! Ну а личная доставка от самого производителя, определенно, была королевским бонусом.

Принцип работы

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона.

Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают.

Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать – кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Как работает фрикцион, сможет понять любой рыбак, который имеет базовые знания по курсу школьной физики. Принцип работы тормоза: его настраивают вращением регулятора на какую-либо нагрузку. Когда во время лова нагрузка на фрикцион становится больше нормативного значения, то включается устройство.

Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.

Методика настройки:

  1. Крепят катушку на удочку, пропускают шнур через все кольца.
  2. Закрепляют конец шнура за неподвижный предмет на суше.
  3. Потом нужно приложить нагрузку на удочку, имитируя вытягивание рыбы.
  4. При этом регулируется нагрузка и включение тормозного узла.

Технические характеристики

Характеристик много общих для всех и свойственных только некоторым видам приборов. Применительно к безынерционным изделиям это наличие систем:

  1. Дальнего заброса. Имеют название Long Cast, Match Spool, Gyper Cast. Устройствами с такой опцией можно совершать сверхдальние забросы. Обеспечивается это за счет: конический формы шпули, у которой передний бортик сделан меньшей высоты; применения в изготовлении детали композиционного материала, содержащего графит.
  2. Нулевого обратного хода. Может присутствовать Ultrа Lоск, Соntinuоus аnti-rеvеrsе, Оnе Wау Сlutсh. Опция исключает перегрузку шестерен при резких рывках рыбы.
  3. Противовибрационной. Может быть AVS, Dyna balance. Ее присутствие уравновешивает катушку, исключает лишние колебания шпули, вибрации. Реализуется комплектаций устройств сдвоенными симметричными ручками, уравновешенными лесоукладывателями, ручками с компенсаторами.
  4. Противокзакручивающей или антитвистовой. Присутствует в изделиях под названиями Anti-Twist, Роwеr Rоllеr, Тwist Frее Rоllеr. Не позволяет леске сильно закручиваться.

Материал и масса

Первые катушки изготавливали из металла. Сегодня из него делают только самые надежные и нагруженные узлы, детали. Применяют нержавеющую сталь, сплавы алюминия, титан, бронзу, латунь. Металлические устройства обладают большой массой, утомительны в обращении.

Вес катушки зависит от ее размера. 500-е модели имеют массу 140−185 г, универсальные (2000−2500) — 240−310, 4000-е — 310−600.

Лесоемкость и размер

Лесоемкость (вместимость) — параметр, который указывает, сколько лески может вместить барабан катушки или шпуля. Она указывается в маркировке. Причем отличается для разных диаметров шнура.

Размер катушки связан с ее мощностью. Чем он больше, тем более толстую леску можно намотать на шпулю. Он соответствует приборам:

  • 500 — маленьким, которые подходят для оснастки ультралайтовых удилищ;
  • 1000−1500 — небольшим, подходящим для рыбалки лайтовыми или ультралайтовыми удилищами;
  • 2000−2500 — средним по размеру, считается у рыбаков универсальным;
  • 3000−4000 — большим, тягового типа;
  • больше 4000 — крупным, используемым при охоте за трофейной рыбой.

Способ укладки и подачи лески

Укладка лески на шпулю может производиться тремя способами. В результате на детали между бортиками после полного заполнения образуется прямой или обратный конус, цилиндр. На вид укладки влияет форма шпули и ее положение на штоке. Способ влияет на дальность заброса. Последнее лучше у цилиндрической укладки.

Подача лески, или намотка — это вид размещения витков шнура на шпуле. В современных устройствах чаще применяется крестообразная. При этом у разных моделей она может отличаться различным шагом намотки, определяющим расстояние, на котором ложатся один от другого соседние витки. Чем больше шаг, тем меньше:

  • вероятность образования бороды при забросах;
  • лески помещается на шпулю.

Передаточное число

Это соотношение, которое отражает, сколько оборотов делает шпуля при одном обороте рукоятки. У современных катушек передаточное число — 3,6:1−7:1. Большие значения обеспечивают большую скорость подмотки, но меньшее тяговое усилие прибора.

Существует классификация катушек по параметру. Передаточное число у устройств:

  • скоростных — 6,1:1−7:1;
  • универсальных — 5,0:1−5,7:1;
  • силовых — 3,6:-4,7:1.

Количество подшипников

Это число, указывающее, сколько подшипников находится внутри прибора. Детали обеспечивают плавность и надежность работы катушки. Могут размещаться производителями во всех узлах вращения. Стоят дорого, потому влияют на общую цену устройства.

Для хорошего изделия считается достаточным наличие не менее 4−5 подшипников

При этом важно, чтобы они были качественными

Нужен ли фрикционный тормоз

Его присутствие в катушке предпочтительно. Фрикционным тормозом регулируют силу, с которой леска стравливается со шпули при закрытом лесоукладывателе. Благодаря этому можно вываживать крупную рыбу, не опасаясь обрыва шнура.

В современных катушках устройство располагается спереди или сзади. В последнем варианте оно называется задним фрикционом. Его легче регулировать во время вываживания добычи. Из недостатков:

  • утяжеление конструкции приборов;
  • склонность тормоза к самозатягиванию.

При расположении тормоза впереди шпули (передний фрикцион) прибор получается легче. Но его труднее регулировать в процессе рыбалки, он склонен к засорению и нуждается периодически в чистке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий