Как правильно настроить фрикцион на спиннинговой катушке

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Комментарии

У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.

Варианты катушек: 1 — с передним фрикционом; 2 — с задним фрикционом; 3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»). Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки). Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом

Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично

А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.

Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт. Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

«Проблемы» фрикциона

На первый взгляд нехитрая операция установки шпули становится первой причиной, почему не работает фрикцион на катушке.

Помещая снаряженную шпулю на вал катушки может происходить разъединение контейнера и ножки-фиксаторы смещаются. Определить такое»на глаз» можно при затягивании фрикциона. Гайка становится криво и ее край выходит заподлицо шпули с перекосом.

Проблема устраняется быстро, но если не уделить внимание, то деформация дисков и посадочных мест обеспечена. Второй,часто случающейся, причиной, можно назвать постоянное нахождение фрикциона в затянутом состоянии

Это приводит к тому, что смазочный материал выдавливается в фрикционное гнездо шпули. В результате происходит слипание, пересыхание и диски перестают нести свою функцию

Второй,часто случающейся, причиной, можно назвать постоянное нахождение фрикциона в затянутом состоянии. Это приводит к тому, что смазочный материал выдавливается в фрикционное гнездо шпули. В результате происходит слипание, пересыхание и диски перестают нести свою функцию.

Чтобы избежать подобных неполадок следует соблюсти пару правил:

  • Не стоит торопиться при сборе или замене шпуль на рыбалке.
  • Порыбачил — расслабь фрикцион.

При чем подобное случается и в катушках, где конструкция имеет отличия

Не важно какая катушка — дешевая китайская или дорогая «японческая». Механизм фрикционного тормоза ошибок не прощает

В лучшем случае потребуется замена детальки, в худшем — здравствуй новая катушка.

После покупки катушки в магазине обязательно следует произвести осмотр этой части механизма. Убедиться, что присутствует смазка и все составляющие расположены правильно. Документация, даже если она написана на иностранном языке, имеет картинки.

 В завершении

Обязательно прочитайте довольно интересную и познавательную статью мэтра рыболовства Константина Кузьмина «Фрикционный тормоз», опубликованную автором в журнале «Рыболов»

Как поймать много рыбы?

Рыбалка доставляет удовольствие своим процессом – об этом знает каждый из нас. Но ведь, помимо этого, нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке. Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька? Конечно знакомо. Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Такая прикормка есть и это не миф – Фишхангри. Да, да, именно она. Многие ее знают, многие любят, но лишь единицы умеют пользоваться, вот почему так много гневных отзывов о ней в интернете. Кто-то просто не умеет читать инструкцию.

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Скорее заказывайте Фишхангри!

Классификация

Передний фрикционный механизм находится на шпуле. Такую конструкцию покупают в основном для спиннинга. Передний фрикцион имеет такие достоинства:

  • прочность и надежность тормозного узла;
  • длительный срок эксплуатации;
  • катушка меньше весит;
  • возможность более качественной регулировки;
  • сбалансированность снаряжения.
  1. Так как тормоз устанавливается на запасной шпуле, то стоимость снастей увеличивается.
  2. При выуживании хищной рыбы трудно подстраивать тормоз на спиннинге.
  3. Сложность замены шпули.
  4. В конструкцию может попасть мусор.

После завершения рыболовного сезона засорившийся тормоз нужно тщательно очистить. Для очистки используют специальную рыболовную смазку.

Задний фрикционный узел находится в задней части катушки, за главным ее узлом. Заднее расположение фрикциона характерно для катушек матчевого рыбного лова. На спиннинг устанавливают редко, только на дешевых моделях китайского производства.

Достоинства катушки с задним фрикционом:

  • удобная регулировка нагрузки при выуживании рыбы, так как лишних деталей нет;
  • запасная шпуля снижается в цене;
  • такая конструкция может применяться с тяжелыми приманками;
  • при обрыве лески потери рыбы минимальные.

Недостатки: катушка становится тяжелее, что утяжеляет весь комплект снастей.

Задний фрикционный тормоз не обладает тонкой чувствительностью. Имеются в продаже такие конструкции катушек, в которых передний и задний тормоза объединены между собой. Это системы с бейтраннером. Бывают устройства, в которых совмещено заднее расположение главного и дополнительного тормозов. При этом механизм настраивается грубо, на максимальную нагрузку, а бейтраннер ослабляется. Таким образом, при рывках тяжелой рыбы, когда передний тормоз не срабатывает, задний фрикцион гасит рывки рыбы и не допускает разрыва лески.

Бейтраннеры применяют при такой ловле, когда можно оставить катушку с включенным тормозом и быть спокойным, что тяжелая рыба не утянет снасти в реку.

Лучшие марки фрикционных систем производятся японскими компаниями. Они постоянно выпускают инновационные модели и повышают качество изделий, усовершенствуя их конструкцию. Фрикционный тормоз сделает ловлю эффективной и быстрой, удилища, катушки для болонской удочки и другие снасти должны соответствовать типу тормозного узла.

Способ настройки фрикциона

Так, можно попробовать настроить фрикцион следующим способом: конец лески привязываем к некоторому предмету, а затем постепенно тянем удилище под тупым углом до 120 градусов и выставляем срабатывание фрикциона при 70-75% нагрузки (при нагрузке в 100% леска, естественно, рвётся).

Таким образом, с одной стороны вы ликвидируете возможность нежелательного схода лишней лески на стадии вываживания, а с другой – обеспечите рыбе добротное сопротивление без угрозы обрыва снасти.

Если вы думаете, что у подсеченной рыбы очень мягкие губы, фрикцион нужно ослаблять еще сильнее, это уменьшит шанс схода рыбы.

Подготовка спиннинга к рыбалке: сборка удилища, детали оснастки

Спиннинг собирают непосредственно перед рыбалкой. Прежде чем стыковать разборное удилище, убедитесь, что все пропускные кольца находятся на одной стороне и на одной линии.

После этого совместите обе части соединительной трубки и встречным движением до упора соедините колена удилища. Перед сборкой полезно протереть трубки сухим мылом — тогда удилище будет легко разбираться. Ни в коем случае не смазывайте трубки машинным маслом: от воздействия воды оно загустевает и трубки склеиваются, случается, что без инструмента их разъединить не удается.

Установка катушки на спиннинг

Положение катушки на рукоятке удилища может быть различным: это зависит и от конструкции катушкодержателя и от способов заброса. В удилищах, снабженных винтовым катушкодержателем, место катушки строго определено. Безынерционную катушку с открытой шпулей устанавливают внизу, а с закрытой и мультипликаторные — вверху. Инерционную можно установить и внизу и вверху.

На удилище с передвижным кольцевым катушкодержателем инерционную катушку можно устанавливать в четырех положениях.

При забросах справа и через голову удобнее положение катушки в верхней части рукоятки барабаном вверх или вниз, а при забросах слева направо — в нижней. Если у вас более развита левая рука, катушку располагайте в обратных положениях.

Наиболее удобно положение катушки в верхней части рукоятки барабаном вниз: так меньше утомляются руки, не повреждается лакировка удилища леской при подмотке, и оно не искривляется.

Намотка лески на шпулю безынерционной катушки

На шпулю безынерционной катушки леска наматывается следующим образом. Закрепите упаковочную бобину неподвижно в вертикальной плоскости так, чтобы леску можно было сматывать против часовой стрелки.

Затем установите катушку на удилище и сразу же отведите вниз лесоукладыватель.

Протяните леску через все пропускные кольца, начиная с «тюльпана», таким же самозатягивающимся узлом привяжите ее к шпули и для надежности накиньте двойную петлю.

Такой порядок намотки почти полностью исключает закручивание лески. Леска сбегает с бобины через ее торец, оказываясь закрученной по часовой стрелке, лесоукладыватель же, вращаясь против часовой стрелки, раскручивает леску в обратном направлении.

Наматывать леску надо с небольшим натяжением, чтобы она ложилась на шпулю плотно и не «вспухала». Для этого оттяните леску к рукоятке удилища и слегка прижмите указательным пальцем правой руки, а левой вращайте рукоятку.

Удобнее наматывать леску с помощником, который держал бы упаковочную бобину и натягивал леску. Если диаметры бобины и шпули неодинаковы, то леска окажется слегка закрученной.

Первичное закручивание лески можно исключить вовсе, перематывая леску вручную, без участия катушки. Снимите шпулю с катушки и прикрепите к ней леску.

Правой рукой возьмите шпулю за внутренний обод, а левой — за противоположный обод бобины так, чтобы леска находилась сверху, и встречными круговыми движениями рук от себя перематывайте леску: она будет сбегать с бобины на шпулю незакрученной.

Постарайтесь лишь, чтобы леска ложилась на шпулю ровными рядами. Чтобы леска не запутывалась во время рыбной ловли, поверхность на мотанной лески должна быть па 2—3 мм ниже обода шпули.

Регулировка фрикционного тормоза катушки

В заключение отрегулируйте натяжение фрикционного тормоза. Оно должно быть немного меньше прочности лески (указанной на упаковке). Если тормоз сильно затянут, леска может оборваться при вываживании крупной рыбы. Если же торможение очень слабое, то даже небольшая рыбка смотает леску и уйдет в укрытие.

Величину натяжения фрикционного тормоза точнее всего можно отрегулировать с помощью пружинных весов. Прикрепите свободный конец лески к грузовому крюку весов и потяните ее: когда натяжение лески превысит силу торможения, шпуля станет проворачиваться и сбрасывать леску (о чем вас известит тормоз-трещотка).

Показание стрелки весов в этот момент от метит силу торможения.

Монтаж оснастки на спиннинг для ловли щуки

Если же леска уже намотана, пропустите ее через кольца, начиная с нижнего, поводок и приманку в такой последовательности, как это показано на видео.

Сборка спиннинга и монтаж оснастки для ловли щуки — дело не хитрое, но требующее от рыболова некоторых знаний и сноровки. Правильно подобранная и смонтированная снасть — это 80% успеха предстоящей рыбалки.

Назначение фрикционного тормоза

В настоящее время большинство удилищ, спиннингов и донок оборудованы катушками. Для хорошего улова нужно уметь правильно ими пользоваться. Для кого-то катушка — это только то место, где находится леска или устройство, предназначенное для того, чтобы можно было забросить снасти как можно дальше.

Но для некоторых рыболовов, которые знают зачем нужен фрикцион, это устройство помогает им вытаскивать на берег действительно эксклюзивные виды добычи. Ведь и вправду, гибкая удочка и мастерство при работе с фрикционом гарантируют рыболову поймать большую рыбу и при этом не сломать снасти, не оборвать леску и не погнуть крючки.

Как правило, катушки состоят из:

  1. сплошного корпуса, сделанного из металла, пластмассы или углепластика, с механизмом внутри и специальным креплением к удилищу;
  2. ротора, который оснащён двигающейся скобой лескоукладчика;
  3. неподвижной шпули для хранения лески;
  4. ручки, которая приводит в движение весь механизм;
  5. фрикционного тормоза.

Фрикционный тормоз — один из важнейших узлов безынерционной спиннинговой или фидерной рыболовной катушки, который предназначен для сохранения лески от повреждений, а снасти и удилища — от нарушений целостности при сильной нагрузке. Также фрикцион выполняет сглаживание резких движений рыбы и не даёт ей улизнуть. Благодаря фрикционной системе удалось использовать более тонкие лески для поимки более крупной рыбы.

Правильная настройка фрикциона

На удивление, многие рыболовы игнорируют устройство фрикционного тормоза, потому что не умеют его настраивать либо не хотят им пользоваться. А некоторые рыбаки просто забывают о нём, пытаясь поскорее выловить свой заветный трофей. Также, к сожалению, существуют и те рыбаки, у которых просто нет средств на хорошие катушки и приходится покупать дешёвые и некачественные, изготовленные не лучшим образом и быстро выходящие из строя. В итоге получается так, что в одном случае тормоз полностью закручен, в другом — слабо либо не закручен вообще.

Для тех, кто не умеет пользоваться фрикционом, существует следующая технология настройки:

  1. Катушка с намотанной на неё леской крепится на удочку, затем леска продевается через пропускные кольца и привязывается к чему-нибудь неподвижному.
  2. Дугу лескоукладывателя сбрасывают. Удочка ставится под углом 45 градусов и дугу закрывают обратно.
  3. Медленно вращаем ручку катушки до тех пор, пока кончик удочки не согнётся.
  4. Поворачивая против часовой стрелки регулировочный механизм фрикциона, находим момент его срабатывания.
  5. Небольшими рывками удочки на себя нужно проверить, выпускается ли леска из катушки. Таким образом, фрикцион должен сработать раньше, чем наступит максимальное натяжение, при котором может произойти обрыв.

Тем не менее, на этом проверка на берегу не заканчивается. Имеется ещё несколько немаловажных деталей настройки непосредственно в процессе ловли:

  • После подсечки рыбы, которая постепенно начинает уходить от берега, нужно следить за тем, сколько осталось лески на катушке и понемногу зажимать регулировочный винт фрикциона. Таким способом создаётся сопротивление, и рыба быстро устаёт, что позволит поскорее вытянуть её на берег.
  • При вываживании рыбы существует угроза самостоятельного затягивания фрикциона. Вследствие этого возрастает усилие на леску, из-за чего она просто не выдерживает и рвётся. При таком случае рыбаку постоянно нужно следить за шпулей и при необходимости откручивать регулировочный винт.

Особенности намотки

Катушки могут быть различны, так как существует несколько видов катушечных типов, а это меняет характер намотки. Например:

  • Мультипликационный тип катушки не может сменить шпульную часть
    , при заправке лесочного волокна или бэкинга, которые произведены заранее;
  • Инерционный тип отличается различием возможных шпульных устройств
    , а это приводит к тому, что операция по смене также не получится;
  • Безынерционный тип легко меняет шпули
    с плетенками или леской.

Таким образом, намотка на безынерционную катушку проста, а два других типа имеют отличия.

Инерционный тип катушки имеет ряд особенностей:

  • Обычная катушка имеет объемный размер
    в сто метров лесочного волокна;
  • Спиннинг или фидер, имеющие кольца пропускного типа
    , имеют особенность в намотке лески на собранное удилище;
  • На разложенном спиннинге лесочное волокно пропускается через каждое пропускное кольцо, начиная с меньшего, при этом лесоукладывательная дужка отгибается
    , после чего обеспечивается крепление лесочного волокна к шпульному устройству с помощью узла или за стопорное устройство. Делается некоторое количество витков в размеренной медленной форме ручным способом, после чего прокручивается рычаг или ручка, при этом лесочное волокно пойдет в намотку.
  • При правильной форме намотки лесочное волокно должно ложиться по примеру
    ниточной катушки, то есть без зазоров и плотным форматом.

У мультипликаторного типа катушки существует лишь одна особенность.
Лесочное волокно должно иметь диаметральное сечение, которое предназначается для рассматриваемой модели.

Безынерционная катушка также имеет список особенностей в непосредственном использовании:

  • Размер лесочной толщины должен быть равен той
    , которая указывается на катушечном механизме, так как при другом диаметральном сечении лесочного волокна будут сложности с заправкой;
  • Каждая безынерционная катушечная форма создается под конкретно заданный диаметр волокна
    , кроме того объемный размер бэкинга также ограничен;
  • Все параметры катушек указываются в паспортных данных
    , при этом каждому производителю соответствуют различные данные;
  • Лесочная намотка на безынерционный тип катушки производится плотными витками
    к друг другу или крестообразным способом.

Для правильной намотки лесочного волокна на основу катушки существует ряд правил, кроме того имеется несколько полезных советов, которые помогут облегчить указанный процесс:

  • Определение глубины или объема размотанного лесочного волокна может измеряться счетчиком
    , который устанавливается в мультипликационный тип катушечного формата, без счетчика можно просто разметить спецмаркером леску через каждые метр-два;
  • Существует несколько простых правил для хорошей намотки:
    не должно быть большой узелковой формы, нельзя делать ослабление при лесочной намотке (одинаковое усилие на всем протяжении лесочного усилия), первый виток является самым важным, так как от его положения будет зависеть весь дальнейший путь намотки;
  • Покупка дешевой лески или катушечной основы может быть неоправдана
    , так как лесочная форма волокна может различаться по качеству, а катушка может оказаться бракованой, то есть покупать снасти стоит с хорошим качеством, так как это наоборот будет являться экономией средств и нервов;
  • Существует трапецевидный профиль катушки
    , при нем используется принцип обратного конусного типа, то есть намотка идет по разным сторонам по форме конусного характера.

Это довольно простое действие, которое сможет сделать любой новичок. Необходимо открутить крепление
и вставить катушку
в специальный держатель на рукоятке спиннинга. После этого необходимо затянуть кольцо
так, чтобы оно поджало основание катушки. Закрутить его следует плотно, чтобы катушка не болталась.

Однако не прикладывайте чрезмерное усилие, чтобы не сорвать резьбу, которая изготовлена из пластмассы.

Характеристики катушки

При покупке следует обращать внимание на следующие технические характеристики катушки для спиннинга:

  • размер шпули;
  • скорость вращения ротора;
  • вес.

Катушка для спиннинга устроена следующим образом:

  • рукоять;
  • антиреверс;
  • шпуля;
  • фрикцион (тормоз);
  • лесоукладыватель (держатель лески).

Скорость и механизм работы ротора

Катушка оснащена ротором. Его механизм вращения состоит из 2 элементов:

  • Устройства подачи шпули.
  • Главной пары (передает вращение от ручки на ротор).

В роторе есть следующие детали:

  • Ведомая шестеренка.
  • Ведущее колесо.

На колесном валу имеется 4-гранное отверстие для рукояти катушки. При вращении ручки крутится и ведущее колесо. В итоге ведомая шестеренка вращает ротор.

Главная пара представляет собой редуктор с передаточным числом (так, 4,6:1, 6,5:1 и др.). Соотношение первого и второго числа — это отношение числа зубцов ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей.

Механизмы катушки безынерционные

Чем мощнее ротор, тем больше диаметр шестерни в редукторе (главной паре).

Устройство подачи шпули — это каретка и иные элементы, периодически возвращающиеся в исходное положение. Существуют 2 типа устройства:

  • Кривошипная шестерня-кулиса.
  • Винтовая подача (уменьшает люфты).

Устройство с кривошипной кулисой имеет следующие детали:

  • малая шестеренка (на колесном валу);
  • шестерня-«паразитка»;
  • каретка + направляющие;
  • шток.

Вращение от рукоятки сначала передается на малую шестеренку, а затем на «паразитку». В итоге шестерня двигает каретку.

Рукоять

Ручка вращает механизм катушки для спиннинга. Однако иногда приходится ее переставлять в удобное положение (под правую или под левую руку).

Рукоять катушки для спиннинга

Чтобы переставить ручку, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снять гайку на фрикцион и шпулю (или нажать на кнопку фиксатора).
  2. Снять шайбы. Причем нужно снимать и шестеренки, расположенные под шпулей.
  3. Отвинтить ручку.
  4. Выполнить перестановку рукоятки. Причем ручку нужно переставить на противоположную сторону корпуса катушки.
  5. Вкрутить винт в отверстие.
  6. Надеть шайбы и шестеренки, расположенные под шпулей.
  7. Надеть гайку на фрикцион и шпулю (или установить обратно фиксатор с кнопкой).

Скоростные катушки для рыбалки оснащены двойной ручкой. У них бывает и одна рукоять с компенсатором. Компенсаторное устройство предотвращает вибрацию, появляющуюся из-за несбалансированности ручки для катушки спиннинга.

Антиреверс

Под обратным ходом катушки на спиннинг понимается вращение ручки и ротора, которое направлено в сторону намотки лесы на шпулю. Обгонная муфта отвечает за блокировку движения рукоятки «на себя». Таким образом, во время рыбалки антиреверс не позволяет ротору провернуться в обратную сторону, а лесе — «завязнуть» и образовать ненужные узлы.

Антиреверс устанавливается внутрь катушки. Снаружи ее корпуса установлен рычаг, отключающий стопор обратного вращения или проводящий его в действие.

Современные катушки оснащены мгновенным антиреверсом.  Он идеально подходит и при применении плетеной малорастяжимой лесы.

Фрикцион

Фрикцион настраивает силу натяжения, необходимую для стягивания лесы со шпули. В итоге он снижает силу удара и уменьшает рывки как при вываживании, так и при подсечке.

Также фрикцион страхует удилище от сильных нагрузок. Таким образом предотвращается поломка удочки и обрыв лесы.

Фрикцион катушки для спиннинга

При регулировке фрикциона силу торможения нужно настроить таким образом, чтобы она была на 1/3 меньше силы натяжения применяемой лески. Так, на рыбалке применяется леса с разрывной нагрузкой в 6,0 кг. В итоге фрикцион должен давать такое усилие, при котором отпускается (стравливается) леска в 4,0 кг.

В итоге продлевается срок эксплуатации удилища. Ведь после регулировки фрикциона удочка подвергается меньшей нагрузке.

Для успешной настройки фрикциона нужно привести рыболовную снасть в рабочее состояние. Алгоритм действий выглядит таким образом:

  1. На лесу надевается крючок приманки.
  2. Леска цепляется за дерево.
  3. При отдалении от дерева принимается положение, как при вываживании.
  4. Удочка сгибается, а леса — максимально натягивается.
  5. Фрикцион отпускается до трещотки.

Регулировка фрикциона успешно завершена.

Размеры шпули

Еще одним немаловажным параметром катушки для спиннинга является размер шпули. Каждая цифра показателя удочки представляет собой произведение длины лесы на ее диаметр. Таким образом определяется вместительность шпули.

Для ловли маленьких рыбок подходят шпули до 2500 (с тестом до 5-20, 7-21 и 5-25 г). Для рыб среднего размера применяются изделия от 2500 до 3500 (макс).  Для ловли крупных рыб используются шпули 4000 и выше.

Как настроить фрикцион катушки

Рассмотрим принципы, как работает безынерционная спиннинговая катушка. Во время закидывания леса скользит через боковую щечку стационарной шпули. Перед закидыванием снасти укладыватель лесы отщелкивается вбок, чтобы не мешать сходу нити.

После поворота скобы лесоукладывателя нить ложится на ролик, за счет которого и ведется правильная намотка на шпулю. Намотка осуществляется двумя способами:

  • виток к витку, правда, в этом случае верхние горизонты нередко проваливаются вниз, препятствуя высвобождению лесы в момент заброса;
  • крестообразное наматывание, минус которого – уменьшается лесоемкость шпули.

Принцип работы безынерционной катушки заключается в особом креплении шпули, осуществляется которое двумя вариантами: торцевой кнопкой на замке либо жестко. Жесткий монтаж предпочтительнее, так как имеется вероятность смены шпули.

Переключатели существуют разнообразных видов – движковые либо флажковые – за счет них осуществляется работа безынерционной катушки, вернее, ее тормозного механизма. Наибольшее распространение получили движковые переключатели, которые находятся внизу либо сзади корпуса.

Любая катушка имеет собственный профиль намотки лесы, и для регулировки геометрии используются специальные шайбы, которые могут идти в комплекте. Если они отсутствуют, можно самостоятельно определиться, из чего сделать шайбу для безынерционной катушки

Важно помнить, что катушки с передним и задним фрикционом имеют различную регулировку

Использование безынерционки начинается с момента намотки на нее плетеного шнура либо монофильной лески. Делается это следующим образом. Мясорубка крепится к удилищу, затем, начиная с вершинки, через кольца пропускается леса. Скоба лесоукладывателя откидывается, леса фиксируется на шпуле с помощью специального стопора либо самозатягивающимся узлом.

После этого дужка возвращается в исходное положение и ведется намотка лесы

Чтобы знать, как сделать безынерционную катушку наиболее работоспособной, важно помнить, что верхние витки лесы не должны достигать бортика шпули на расстояние не более полутора миллиметров, чтобы обеспечить легкий сход нити

После приобретения спиннинга и всех других необходимых элементов необходимо еще и надлежащим образом подготовить снасть к рыбалке. Одним из основных этапов подготовки является настройка катушки спиннинга.

Поэтому после ее приобретения лучше ознакомиться с инструкцией по настройке или расспросить об этом опытных рыболовов.

Установка катушки на удилище

В первую очередь, после приобретения катушки ее необходимо установить на спиннинг. Сделать это несложно, и с заданием справится даже новичок, который раньше не имел ни малейшего отношения к рыбалке.

Порядок установки такой:

  1. Откручивается крепление;
  2. Катушка вставляется в держатель на рукоятке бланка;
  3. Кольцо затягивается, в результате чего должно произойти зажимание основания катушки.

https://www.youtube.com/watch?v=zm_zxjFjuQo

Затягивать крепление нужно плотно, но не очень сильно. Если переборщить, то резьба может сорваться. В процессе рыбалки держатель может незначительно ослабиться, поэтому рекомендуется постоянно контролировать этот момент и при необходимости повторно подтягивать крепежи.

Намотка лески на катушку

На следующем этапе выполняется намотка лески на шпулю

Важно выполнять все действия правильно, чтобы в дальнейшем снасть не подвела при вываживании добычи

Для чего нужна настройка фрикциона катушки

При правильно отрегулированном фрикционе, поломка снасти или обрыв лески от сильного и резкого рывка рыбы – исключена. При каждом рывке рыбы, фрикцион спускает необходимое количество лески, исключая слабину и тем самым гасит все усилия рыбы, изматывая её и снижая нагрузку на снасть. Остаться без рыбы вы можете только из – за поломки крючка или схода рыбы при долгом вываживании. Поэтому оснащайте наживки либо проверенными вами крючками или покупайте фирменные, чтобы исключить разочарование.

Очень часто мы слышим рассказы типа:

«Щука была настолько большой и сильной, что при резком рывке оборвала мне леску диаметром 0,3». Вывод напрашивается сам собой, либо леска была старой, либо не отрегулированный фрикцион. Когда же задаёшь собеседнику вопрос: «Тормоз на катушке правильно отрегулирован?». Ответ: «Какой тормоз?» или «Я им не пользуюсь, не умею». Очень часто слышу критику катушки, которая прослужила мне верой и правдой два сезона и служит, по сей день, а у других сразу же сломалась. Как правило, фрикцион на их катушках оказывается, полностью затянут.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий