Строение безынерционных катушек
Несомненно, чтоб починить катушку нужно представлять её строение и принцип работы. Все без исключения безынерционки собираются в заводских условиях из однотипных узлов, отличающихся в зависимости от габарита механизма своими размерами. Основными составляющими девайся являются ниже перечисленные части и детали изделия:
- корпус;
- зубчатый привод;
- тормозной фрикцион;
- ротор;
- опора катушкодержателя;
- переключатель заднего направления;
- шток крепления шпули;
- лескоукладыватель с дужкой и роликом;
- зубчатое колесо с дужкой.
В зависимости от модификации и предназначения безынерционки или как её ещё называют рыболовы мясорубки, она может дополнятся специфическим функционалом, присущим определённой модели.
Ремонт колена
Отремонтировать спиннинг со сломанным коленом можно, если поврежденное место не имеет длинных (свыше 3 см) продольных повреждений поверхности.
Если осуществлять ремонт аккуратно, то место стыковки обломанных частей практически не будет заметно
Материалы | Инструменты |
трубка подходящего диаметра | мелкая наждачная бумага |
углеткань | скотч |
капроновая нить | надфиль |
водостойкий лак | алмазная пилка |
Этапы ремонта:
- Края поломанных частей необходимо подготовить к основному ремонту. Если они неровные, необходимо отпилить при помощи алмазного инструмента (именно он рекомендован для обработки углепластика) все неровности.
- Ровные торцы обоих частей колена обрабатываем при помощи надфиля, удаляя мелкие шероховатости.
- Подготавливаем трубку, которая будет служить ребром жесткости в месте скрепления. Это может быть кусок подходящего размера и диаметра из любого другого старого спиннинга или даже новой дешевой удочки. Она должна плотно входить внутрь обеих сломанных частей. Трубку необходимо отшлифовать снаружи мелкой наждачкой и обезжирить.
- Смазываем трубку эпоксидной смолой/клеем и с обеих сторон надеваем части колена. Максимально выравниваем части, чтобы не было изломов.
- Углеткань необходимо обильно смочить эпоксидкой и намотать на место соединения. Для более тонких частей сломанного спиннинга достаточно будет 3–4 оборотов, а для толстой части (ближе к рукоятке) – 6–8 оборотов. Перед намоткой, углеткань тщательно отжимается для удаления излишков клея.
- Поверх углеткани плотно наматывается скотч и виток к витку капроновая нить. На этом этапе уплотнение позволит вытеснить излишки эпоксидки, которую можно сразу удалить с поверхности при помощи чистой тряпки.
- В вертикальном положении удилище оставляется на сутки для просыхания клея. Лучше разместить его в теплом месте или возле радиатора.
- Через сутки капроновую нить и скотч необходимо снять. Место соединения шлифуется наждачной бумагой и покрывается влагостойким лаком.
Для того чтобы добиться больше эстетичности, перед покрытием лаком можно окрасить отремонтированное место влагостойкой акриловой краской в тон удилища.
Важно! При ремонте колена облегченных моделей спиннинга из карбона, углеткань не используется
Основная маркировка катушек для спиннинга
При выборе снасти, маркировка даёт полную информацию об устройстве. Правильная подборка параметров сулит удачу в рыбном промысле.
Маркировкой безынерционных катушек служат символы и знаки на корпусе устройства. Она содержит информацию о характеристиках и помогает при выборе снасти. Фирмы выработали единые стандарты и стараются их соблюдать.
Основной массив информации располагается на самой детали:
- размер (указывается цифрами);
- количество лески для намотки (лесоёмкость);
- передаточные числа катушки.
Размер шпули может иметь градацию от 1 до 4 тыс. Значение цифры на маркировке, пропорционально величине шпули, мощности и тяжести, а также вместительности для лески.
Показатель лесоёмкости отображается в виде маркировки, к примеру, 180/0,25. В этом случае, на шпулю может поместиться 180 м лески, сечением 0,25 мм.
Это интересно: Мормышки для ловли плотвы зимой — лучшие модели для рыбалки, виды, как сделать
Качественный лак для восстановления снастей
При самостоятельном ремонте снасти особую роль обретают качественные эпоксидные составы, поскольку именно они будут связующим компонентом между обмоткой и отремонтированной частью удилища. Поэтому к выбору смолу необходимо подойти с максимальной серьезностью. Оптимальным вариантом здесь будет винилэфирные смолы либо полиэфирные составы.
Наилучшими показателями обладают винилэфирные составы, т.к. они пористые — в процессе отверждения формируются газы в форме микропузырьков, что снижает прочность в момент изгиба, а показатель эластичности у этого материала 4,5%. Винилэфир способен выдерживать больший изгиб до начала хруста в момент слома. Основная задача связующего вещества — обеспечить жесткую связь между частями основы.
Как пользоваться безынерционной катушкой
Это значительно облегчит процесс обратной сборки изделия. Для болтиков и гаек можно подготовить небольшую отдельную емкость, например, банку или коробку.
Внимание! Для смазывания деталей механизма катушки лучше всего использовать смазку, рекомендованную ее производителем. В крайнем случае, можно взять смазку от катушек других брендов
Но ни в коем случае нельзя использовать смазку WD 40 или другую, не предназначенную для таких изделий, они могут повредить пластиковые элементы механизма.
И вот, что нужно знать: Безынерционные катушки для спиннинга — устройство, как пользоваться и выбор лучшей модели
Во избежание попадания внутрь механизма дополнительных загрязнений, перед началом разборки всю внешнюю поверхность катушки нужно тщательно очистить от грязи, рыбной слизи и песка, которые, возможно, остались на ней после выездов на ловлю. Сделать это можно с помощью ватного диска, смоченного в мыльной воде.
Последовательность разборки следующая:
Снимается шпуля. Для этого достаточно открутить гайку фрикциона
Сразу удаляем всю пыль и грязь, скопившуюся под ротором.
Отсоединяем рукоятку.
Осторожно снимаем стопорное кольцо и шестерню с главной оси шпули.
С помощью подходящего ключа или плоскогубцев (в крайнем случае) отворачиваем зажимную гайку. Она извлекается вместе с подкладкой.
Снимается ротор.
С ротора снимаем дужку и разбираем механизм, способствующий ее автоматическому защелкиванию.
Теперь пора начинать разборку корпуса катушки
Для этого вначале нужно открутить болт рычага обратного хода и снять тумблер.
Откручиваем отверткой болт заглушки и снимаем ее.
Аккуратно снимаем стенку катушки. Возможно, потребуется ее подцепить плоской отверткой или пинцетом.
Перед нами открылся главный механизм изделия. Его основные составляющие детали – бегунок и пара шестеренок, которые отвечают за вращение
В случае если он функционирует нормально и доступ к нему был открыт с целью профилактического осмотра, дальнейшая разборка не требуется.
С помощью ватных палочек нужно тщательно очистить весь механизм от старой смазки, уделяя внимание каждому зубчику шестерен.
Смазываем механизм густой смазкой, рекомендованной производителем данной катушки.
Важно! При смазывании внутреннего механизма безынерционки очень важно не переусердствовать с количеством смазки. В дальнейшем, при ее эксплуатации и нагреве, например, на солнце, ее излишек начнет вытекать из щелей, а это способствует налипанию песка и грязи
После того, как катушка будет собрана, ее необходимо протереть чистой тряпкой, удаляя излишки смазки с поверхности и проверить ее функциональность. Работать она должна плавно, без лишних звуков и задержек во вращении и перемещении шпули.
Шнур подаётся с кончика удилища, по кольцам, до шпули. Лескоукладыватель открывается, и леска или плетёнка привязываются к шпуле.
Затем закрывают лескоукладыватель и производят намотку шнура в нужном количестве.
Важно! Наматываемый шнур должен быть предельно натянут. В этом случае первоначальное плотное расположение витков обеспечит дальнейшее правильное сбрасывание колец и такую же корректную смотку
Заброс делается при открытой скобе. Леска прижимается указательным пальцем к бланку и производится ровный плавный замах с последующей подачей приманки в точку лова.
И вот, что нужно знать: Медленный строй спиннинга для чего
Палец синхронно, в момент заброса, должен отпустить леску. Подав приманку, дужку лескоукладывателя закрывают и начинают проводку.
Спиннинг с безынерционной катушкой в полной работе, осталось только дождаться поклёвки и заиметь в садке или на кукане долгожданный улов.
Ремонт инерционной катушки своими руками
Ремонт инерционной катушки своими руками дело нехитрое, это не безынерционку разобрать, куда входит порядка сотни элементов. Родиной и тех, и других является Великобритания, где инерционку называют centre-pin fishing reel – катушка на центральной оси.
По прошествии столетий она сильно видоизменилась не только в плане элементов, но и материала изготовления, став из деревянной металлической. Сменилось и название — rotating drum reel, что переводится как вращающийся барабан. На сленге еще ее называют centre-pin, и английские рыболовы прекрасно понимают, о чем идет речь.
Тормоза для инерционной катушки
Чем проще устройство инерционки, тем неприхотливее она в эксплуатации и обслуживании. Одно дело, если катушка состоит из корпуса, оси и барабана, другое, если механизм обладает различными системами, включая тормозную, о чем мы писали в статье «Как работает инерционная катушка на подшипниках».
Тормоз-трещотка инерционки
В обычных барабанках российского производства он находится с обратной стороны колеса и схож с язычком, работающим на два положения. В деактивированном виде язычок не входит в контакт с шестеренкой, потому барабан беспрепятственно вращается. Если его сдвинуть, язычок зацепится за зубцы шестерни, и сопротивление вращению колеса будет зависеть от жесткости пружины.
Из-за характерных звуков подобный тормоз и получил свое название. Считается, что подобной системой удобно пользоваться новичкам для избегания перебега колеса, когда заброс сходит на нет. На большинстве инерционок величину торможения можно отрегулировать.
Правда, есть одно «но»… Довольно часто тонко отрегулировать тормоз попросту не получается, в связи с чем барабан приходится подтормаживать вручную. У европейских аналогов не существует абсолютно никакой тормозной системы.
Фрикцион инерционки
Нередко инерционные катушки снабжаются фрикционным тормозом, вот только не всегда он поддается регулировке, как у катушки «нельма». У этого девайса он просто активируется движением рычажка, а в работу включается при нагрузке около двух килограммов.
В продаже возможно отыскать и катушки с регулируемым фрикционом. Нельзя не упомянуть такую функцию, как стопор обратного хода. Его назначение – предохранение от самопроизвольного разматывания лесы при транспортировке. Опытные рыболовы умудряются пользоваться им при изымании из водоема крупных экземпляров рыбы либо при лове дорожкой.
Итак, подведем итог, для чего катушке требуется тормозная система:
- Для предотвращения перебега колеса при закидывании снасти. Это не так актуально для поплавочных снастей, однако вопрос стоит остро у спиннингистов.
- Во избежание перебега барабана при резкой поклевке и вытаскивании рыбы из водоема. Резкий рывок рыбины способен вырвать рукоятку из рук спиннингиста и привести к образованию бороды.
- Для четкой фиксации барабана во время транспортировки.
Наиболее просто работает фрикционный тормоз, который в некоторых моделях напоминает автомобильную колодку. Если рыболов давит на верхнюю часть колеса, он внутренней частью щеки входит в контакт с колодкой. Меняя силу надавливания, можно регулировать скорость подтормаживания.
Как подобрать катушку
Силовой тип катушки именно в эту тему. Кстати, катушка для морской рыбалки также принадлежит к её силовому варианту.
Фрикционный тормоз в заднем расположении при медленной ловле более удобен и практичен.
В матчевой ловле, при оснащении болонской удочки и ловле на бомбарду предпочтительны катушки универсального типа. Шпули в виде конуса позволяют достаточно далеко забрасывать оснащение с наименьшим усилием. Фрикцион в передней части мясорубки даёт возможности его быстрой корректировки уже во время самого вываживания рыбы или зацепа.
И вот, что нужно знать: Пайка мормышек в домашних условиях
Подбирая безынерционную катушку для зимней рыбалки, джига, твичинга и ультралайта, ориентируются на её размер и высокие скоростные характеристики. Здесь скоростные типы в приоритете
Обращают внимание на крепления катушки к спиннингу
Важно! В раздвижное седло ножка катушки должна входить без ощутимого натяга, зажиматься без образования даже мизерного люфта
КОРПУС И ВНУТРЕННИЙ МЕХАНИЗМ
В комплекте с некоторыми катушками идут запасные шайбы для главной передачи.
Добавлять шайбу надо грамотно, в этом не помешает ШЦ или микрометр, для определения толщины шайбы. Некоторые шайбы имеют такие тонкие, что какая из них толще, на глаз или на ощупь не определить.
Добавляем, собираем корпус, но вместо ротора желательно поставить его имитацию. То есть какую либо втулочку или что-то подобное, дабы сымитировать нагрузку которую даёт ротор когда его прикручивают на место (притягивает шестерню к верху). Если ротор поставить сразу, то можно не заметить когда шестерни «закусывают» друг друга, когда мы переборщили с толщиной шайбы — ротор скрадывает ощущение «закусывания», а без ротора мы это почувствуем сразу.
Но ими как правило хорошо выбрать люфт не получается в паре «главная передача». Если там только нет DIGIGEAR. Остаются другие люфты. Дело в том, что посадки под подшипники в корпусе некоторых катушек имеют такой допуск, что подшипник просто вываливается под собственным весом.
Если в вашей катушке кулисный механизм, то устранить люфт можно на шестерёнке кулисы, если она на подшипнике качения, а не скольжения. Но в основном он доработки не требует.
Ремонт колена спиннинга
Замена сломанного колена рыболовного спиннинга возможно, но не во всех реальных случаях. Колено повреждается в момент перегруза либо неаккуратного обращения со снастью. В случае поломки удилищного колена в месте плотного стыка ремонт производится достаточно легко. Для этого точечным алмазным прибором выполняют торцевание среза, обрезка верхней части удилищного колена производится до того момента, пока длина будущего стыка не будет равна трем диаметрам. Это необходимо для выполнения стыка сломанного колена и рыбного удилища. Часть надломанного колена вставляют в верхнюю половинку, после чего можно продолжать рыбную ловлю.
Если произошел излом верхней части удилищного колена, то тут ситуацию может спасти только наложение бандажа. Чтобы отделить колено от оправки, его покрывают натиркой для полов, в качестве основы для бандажа годится стеклоткань. Место стыка обрабатывают эпоксидной смолой. Ширины стеклоткани должно быть достаточно, чтобы обмотать ее вокруг ствола четырежды. Наложение ленты идет виток к витку, с нахлестом, постоянным натяжением. Для укрепления колена после снятия обмотки поврежденное место прогревают от 100 до 120 С в течение 30 минут.
Ремонт колена в месте стыка выглядит следующим образом:
- Точку стыка проходят мелкозернистой наждачной бумагой во внутренней и наружной части.
- Производят склейку деталей качественным эпоксидным клеем, убирают излишки клеевого состава. Эффективно справится с излишками клеевого состава ватный тампон, смоченный в обычном растворителе.
- После полного затвердения смолы устанавливается качественный бандаж из плотной стеклоткани, создающий препятствие для дальнейшего разрушения детали.
Бывают ситуации, когда ломается телескопическое колено в снасти. Оптимальным выходом будет приобретение новой части и замена. Починить такую деталь можно при помощи внешнего и внутреннего укрепления. В виде фиксационного стержня внутри колена можно применять кусок сломанного телескопического удилища. Фиксируется это соединение эпоксидной смолой. Снаружи конструкцию укрепляют при помощи плотной перемотки капроновой нитью с проработкой поверхности эпоксидным составом либо лаком.
Деформация в месте повреждения колена устраняется при помощи нагревания места сплющивания феном, затем пытаются выровнять испорченную точку. Укрепить восстановленное место также поможет намотка капроновой нитью, а также нанесенный поверх слой эпоксидной смолы. Все эти действия способствуют быстрому восстановлению рыболовной снасти.
Виды спиннингов и катушек
Спиннинги бывают двух основных видов: 1. Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще). 2. Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании. Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще. Виды катушек на спиннинг: 1. Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем. 2. Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской. 3. Самая новая разработка специалистов — это инерционная мультипликаторная катушка. Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки. Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.
Уход за катушкой и профилактика поломок
Профилактика некачественной работы безынерционной катушки начинается с бережного отношения к ней: хранение и транспортировка должны осуществляться только в специальном чехле. Это обезопасит от внешних механических повреждений. К тому же, воздействие ультрафиолета пагубно сказывается на леске.
При намокании под дождем или падении катушки в воду, крайне необходимо смазать механизм. Очень часто подшипники изнашиваются именно от работы всухую, и замена их обойдется в 20-25% от стоимости всего рыболовного приспособления.
При закрытии сезона также обязательно нужно провести обслуживание катушки.
Для проведения профилактических мероприятий вам понадобится инструкция сборки, которая входит в комплект фирменной безынерционной спиннинговой катушки. Кроме нее вам понадобятся некоторые инструменты: отвертки, набор пинцетов, кисти, ватные палочки, бензин для зажигалок (можно заменить уайт спиритом, спиртом или эфиром), смазочные материалы: жидкое масло для внешних элементов, и густое, которое понадобится для обработки деталей при полной разборке катушки.
Очень полезное видео по ремонту многих частей безынерционки, а также профилактике поломок.
При закрытии сезона также обязательно нужно провести обслуживание катушки. Первым делом ее нужно разобрать и очистить. Очищается она с помощью ватного диска (а в труднодоступных местах – ватной палочки), смоченного в очищающем растворе. Основной катушечный механизм необходимо смазать густым маслом, но не используйте для этого масла на основе солидола. Такие смазочные материалы имеют свойство коксоваться. На детали, сделанные из алюминиевых сплавов, а именно этот материал и применяется в катушках чаще всего, это действует разрушающе. Многие рыболовы применяют бытовое масло, хотя производители рекомендуют не делать этого и пользоваться смазочными материалами, предназначенными специально для катушек или хотя бы созданными специально для работы с подшипниками.
Для обработки таких деталей, которые нет необходимости разбирать, в связи с тем, что они не повреждены, например, дужка лесоукладывателя или подшипники, производители рекомендуют использовать смазочные материалы на основе силикона в виде аэрозолей. Они безопасны и удобны в применении. Силиконовая смазка жидкая и без проблем проникает глубоко в механизмы, обволакивая детали, и не позволяет им истираться друг об друга.
Срок эксплуатации катушки зависит, прежде всего, от отношения к ней. Не стоит продолжать использовать ее, если вы заметили малейшую неисправность. Дальнейшее применение без ремонта может привести к тому, что она окончательно выйдет из строя, и, изначально мелкий ремонт может превратиться в полную замену дорогостоящих деталей. Не стоит экономить на качестве во время покупки катушки, если вы намерены пользоваться ей долгое время. Приобретение приспособлений для рыбалки проверенных производителей в фирменных магазинах, а не на рынках, убережет вас от множества неприятных ситуаций.
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте…
Ремонт рукоятки спиннинга
В основном, все рукоятки для удилища производятся на основе высококачественной пробки
Несмотря на множество очевидных достоинств, этот материал обладает одним недостатком: во время длительного применения на нем формируются ямочки, сколы, приводящие к разрушению этой важной детали
При формировании небольших трещин ремонт проводится следующим образом:
- Использованную пробку от обычной винной бутылки растирают на терке до консистенции мелкой стружки.
- Образовавшуюся стружку смешивают с составом ПВА, вливают смесь во все визуальные дефекты.
- После затвердевания клеевого состава поверхность шлифуют наждачной бумагой.
- Взамен этого клеевого состава можно применять оконную шпатлевку, подходящую по тону с деревом.
В случае визуально крупных трещин:
- Аккуратно вырезают поврежденный элемент, выполняя в пробковом покрытии выемку прямоугольной формы.
- В качестве основы для заделки берем пробку без внутренних дополнительных полостей, вырезают накладку по размерам чуть больше образовавшейся выемки.
- Выемку и удилищную вставку промазывают составом ПВА.
- Вжимают с усилием полученную вставку в поврежденную полость, закрепляя изолентой.
- Спустя 14 часов изоленту убирают, выступающую над выемкой часть аккуратно срезают ножом.
- Всю поверхность проходят наждачной бумагой.