Анализ стихотворения «Осень» Александра Пушкина
Широко известно, какое именно время года было самым любимым у Пушкина. Произведение «Осень» — одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных осени, во всей русской литературе. Поэт написал его в 1833 г., во время пребывания в Болдино (т. н. «Болдинская осень»).
Пушкин выступает в роли талантливого художника, с большим мастерством рисующего картину осеннего пейзажа. Строки стихотворения проникнуты огромной нежностью и любовью к окружающей природе, находящейся в фазе увядания. Вступление представляет собой первый набросок к картине: опадающая листва, первые заморозки, выезды на псовую охоту.
Далее Пушкин изображает остальные времена года. При этом он перечисляет их достоинства, но делает основной упор на недостатках. Описание весны, лета и зимы достаточно развернуто, автор прибегает к шутливым грубоватым замечаниям. Приметы весны – «вонь, грязь». Зима вроде бы насыщена многими радостными событиями (прогулки и забавы на природе), но продолжается невыносимо долго и надоест «и жителю берлоги». Все хорошо жарким летом, «да пыль, да комары, да мухи».
Сделав общий обзор, Пушкин в качестве противопоставления переходит к конкретному описанию прекрасной осенней поры. Поэт признается, что любит осень странной любовью, подобной чувству к «чахоточной деве». Именно за свой печальный вид, за увядающую красоту осенний пейзаж бесконечно мил поэту. Фраза, представляющая собой антитезу, — «Унылая пора! Очей очарованье!» стала крылатой в характеристики осени.
Описание осени в стихотворении – художественный образец для всего русского поэтического общества. Пушкин достигает вершин своего таланта в использовании выразительных средств. Это разнообразные эпитеты («прощальная», «пышное», «волнистою»); метафоры («в их сенях», «зимы угрозы»); олицетворения («одетые леса»).
В заключительной части стихотворения Пушкин переходит к описанию состояния лирического героя. Он утверждает, что только осенью к нему приходит истинное вдохновение. Традиционно для поэтов весна считается временем новых надежд, пробуждения творческих сил. Но Пушкин снимает это ограничение. Он снова делает небольшое шутливое отступление – «таков мой организм».
Посещению музы автор отводит значительную часть стихотворения. В описании творческого процесса также чувствуется рука великого художника. Новые мысли являются «незримым роем гостей», совершенно преображающим одиночество поэта.
В финале поэтическая работа представляется Пушкиным в образе корабля, готового к плаванию. Стихотворение обрывается риторическим вопросом «Куда ж нам плыть?». Это указывает на бесконечное множество тем и образов, возникающих в сознании поэта, который абсолютно свободен в своем творчестве.
Рыбалка со льда
В целебном воздействии зимней рыбалки на организм человека приходилось не раз убеждаться, наблюдая как какой-нибудь дедок, все лето мирно дремавший под лягушачье кваканье около своих удочек на карасевом пруду, с наступлением ледостава этаким «бесом» вместе с молодежью выкатывался в полном обмундировании на звонкий перволедок, не уступая другим ни в пробивании большого количества лунок, ни в азарте разыскивания уловистых мест, в общем, как бы заново рождался.
Стороннему наблюдателю, не занятому в этом прекрасном действе – рыбалке со льда, может показаться, что всю зиму «пингвины» посвящают чему-то однообразному, а именно унылому высиживанию рыбы около темных круглых окошек во льду. Но это совсем не так, и насколько разительно не схожи меду собой разные периоды зимы, настолько различаются подходы к поиску и ловле рыбы в такие условные зимние сезоны, которых рыболовы выделяют три: перволедье, глухозимье и последний лед. Об особенностях ловли рыбы в эти периоды и пойдет дальнейший разговор.
Ловля по первому льду и безопасность
Перволедье, пожалуй, самый замечательный и любимый рыболовами период подледной рыбалки. После осеннего слякотного ненастья на землю приходят 2-3 недели какого-то чистого белого спокойствия – с первым хрустким снежком, еще не полностью укрывшим поля, и прозрачным как стекло льдом на вмиг замерзших водоемах.
Первый лед тем и хорош, что он ведет себя без обмана: всегда предупреждающе затрещит и предостережет чересчур опрометчивого рыболова, перешедшего невидимую грань дозволенного, лежащую обычно между льдом окрепшим и молодым, еще тонким ледком. Можно с полной ответственностью сказать, что все случаи «купания» в начале зимы – это результат безрассудного поведения самих рыболовов, не знающих или пренебрегающих простейшими правилами «взаимоотношений» с таким льдом. А они гласят:
- не делать и шага, не проверив прочность льда пешней, но бить ею надо не перед собой, куда будет ступать нога, а немного сбоку;
- не приближаться к местам, где видны мокрые пятна или вмерзшие в лед водоросли, кусты, коряги, а также, где подо льдом замечено скопление больших воздушных пузырей;
- не заходить на лед с берега, к которому вплотную примыкает глубина;
- не ходить по тонкому льду гуськом;
- быстро покинуть опасное место, если из проделанной лунки начинает фонтаном бить вода;
- быть предельно осторожным на реке;
- обязательно иметь средства страховки и спасения.
Перволедье – это та короткая пора, когда можно вдоволь насладиться азартной охотой за окунями: и за мелкой «полосатой шпаной», собирающейся в огромные стаи, и за настоящими солидными горбачами-тяжеловесами, ведущими скрытную жизнь в полумраке глубинных свалов или в завалах из коряжников. Своим безрассудным клевом и презрением к качеству снасти в начале зимы окуни, скорее всего, и дали толчок к явлению на свет чудесных изобретений – подледной блесны, а затем и мормышки, позволяющих ловить этих хищников без какой-либо наживки.
В начале становления льда окуни первыми оправляются от температурного шока, вызванного резким охлаждением воды и скачкообразным изменением ее плотности, поэтому-то и становятся на время полновластными хозяевами водоемов.
Окунь по первому льду
«Полосатые» до того ненасытны в моменты жора, что, преследуя молодняк, причем по большей части собственный, выходят на такое мелководье, где с трудом могут повернуться, либо поднимаются под самый лед, прижимая мелочь к его нижней кромке и лишая ее маневра.
С этими особенностями поведения окуней связаны применяемые на первом льду приемы их скоростной ловли. Это прежде всего пробивание серии лунок на первом, прибрежном мелководном свале, а если глубина ловли достаточно большая, то после каждого пойманного окуня полезно немного укорачивать леску, заставляя хищную стаю подниматься все выше и выше и все быстрее доставляя приманку к рыбе за счет сокращения времени ее погружения и вываживания трофея.
Но следует помнить, что окунь – не любитель яркого света, поэтому в солнечный день и при отсутствии снега на льду его лучше искать в тени крутых свалов, а лед полезно затемнять, расстелив плащ либо набросав сухой травы или соломы – такая искусственная тень будет постоянно привлекать рыбу до начала сильных снегопадов.
РОГ от 8 ноября 2011 Анатолий МАИЛКОВ