Ремонт спиннинга своими руками

Монтаж кольца к удилищу

Прикрепление тюльпана. Любой, стойкий к действию воды, клей подойдет для прикрепления к спиннингу тюльпана. В случае повторного использования детали, если в нее не входит кончик спиннинга, необходимо почистить отверстие тюльпана. Делается это при помощи сверла или булавки. Если все равно кончик удилища не помещается, микрометром измеряем разницу между диаметрами

Если она не более 0,1 миллиметра, осторожно снимаем слой лака с кончика удилища. 0,2 миллиметра — необходим новый тюльпан.

Прикрепление колец

Они крепятся к спиннингу нитками. Выбор толщины ниток зависит от веса удилища и от того, насколько близко расположено кольцо к тюльпану (чем тяжелее и дальше — тем толще должна быть нить).
Начинаем обмотку с фиксирования начала нити: оборачиваем ею удилище, перехлестываем и, прижав пальцем место перехлеста, закрепляем начало нитки на бланке малярным скотчем (оно должно быть параллельным оси будущих витков).
Другим концом нити делаем 5 витков, фиксируя ее начало, оставшуюся часть нерабочей нити обрезаем.
Продолжаем наматывать нить. Между витками не должно быть промежутков. Для их подгонки удобна палочка (от мороженого или счетная).
Делаем петлю из лески за 5 миллиметров до конца обмотки и приматываем ее нитью (она нам потребуется, чтобы продернуть другой конец нити под обмоткой).
Завершив обмотку, фиксируем нитку пальцем, убираем ее натяжение и на расстоянии 7 сантиметров от конца обмотки обрезаем нить. Не убирая палец, проводим нитку в петлю и натягиваем. Петля, подтянутая к краю обмотки, должна оказаться затянутой под нее. Так конец нити оказывается под обмоткой.

Задумываясь над тем, как приклеить кольца на спиннинг, помните, что эта операция — кропотливая. Для того чтобы результат был идеальным, требуется определенный навык. Если вы в первый раз делаете самостоятельный ремонт спиннинга, возможно, не получится особой красоты обмотки или ровности покрытия. Все это придет с опытом. В заключении видео, в котором показано как заменить кольцо на спиннинге.

Ремонт вершинки

Игнорирование данных о тесте, использование более тяжелых, чем требуется, оснасток, неправильное выуживание рыбы – это самые частые причины надлома и перелома вершинки посередине или у тюльпана. Ремонт вершинки спиннинга может стать альтернативой приобретения нового кончика, при этом починенная часть не потеряет основные характеристики, в том числе и чувствительность.

Поломка полой вершинки

Полая вершинка потребует усиления конструкции изнутри.

МатериалыИнструменты
швейная игла или жесткая проволокамелкая наждачная бумага
эпоксидная смоланадфиль
капроновая нить
водостойкий лак

Этапы ремонта:

При помощи надфиля необходимо обработать торцы сломанных частей

Важно, чтобы на поверхности не было продольных повреждений более 3 мм. Свернув небольшой узкий отрезок наждачной бумаги в трубочку, обработать внутренние части полых половинок вершинки для улучшения адгезии

Швейную иглу, которая подходит по размеру (диаметру) и может плотно закрепиться в более толстой части, также необходимо обработать наждачкой.
Иглу смазываем эпоксидкой и плотно вставляем в толстую часть вершинки. Сверху надеваем более тонкую часть. Важно, чтобы размер иглы (или плотной проволоки) был не менее 10 см. После соединения сломанных частей проверьте ровность их установки и, поставив удочку в вертикальном положении, оставьте его на сутки до полного высыхания смолы.
Через сутки нанесите на место стыка и вокруг него водостойкий лак и плотно намотайте поверху капроновую нить.
После высыхания еще раз покройте отремонтированное место лаком.

Этот метод подходит при повреждении вершинки между заводными кольцами – примерно в центре.

Если повреждение совсем близко к кольцу, перед ремонтом его необходимо снять
Важно! В некоторых случаях проще заменить вершинку полностью. Некоторые бренды, например, Shimano предлагают отдельно комплектующие для ремонта удилищ

Поломка монолитной вершинки

Монолитная вершинка потребует усиления конструкции снаружи.

МатериалыИнструменты
тонкостенная металлическая трубкамелкая наждачная бумага
эпоксидная смоланадфиль
капроновая нить
водостойкий лак

Этапы ремонта:

Тонкостенную металлическую трубочку (идеальный вариант – кусок антенны со старого радио) внутри обработать наждачкой.
Торцы сломанных частей вершинки обработать надфилем. Концы, которые будут вставляться в трубочку, обработать наждачкой, сняв слой заводского лака.
Надеть трубочку на более толстую часть и щедро залить эпоксидной смолой или клеем на ее основе.
Вставить с другого конца вторую часть и также обработать эпоксидкой

Обратите внимание, что наличие полостей в месте соединения может привести к очередной поломке в том же месте. Старайтесь полностью залить место соединения (внутри трубочки) смолой/клеем

Выровнять обе части и оставить до полного высыхания/отвержения эпоксидки – примерно на сутки. Удилище при этом оставить в вертикальном положении.
Покрыть место соединения водостойким лаком и плотно обмотать капроновой нитью. После этого намотку еще раз покрыть лаком.

Если сломалась часть близкая к заводному кольцу, его необходимо будет предварительно снять. Для этого нагрейте место соединения газовой горелкой или строительным феном – после того как заводской лак расплавится, вы сможете легко снять кольцо.

Как защитить спиннинг от поломки?

Существуют определенные правила обращения со спиннингом, чтобы он прослужил долго и не поломался в неподходящий момент:

  • Перевозить собранное удилище необходимо в специальном твердом чехле, защищающем его от ударов и сломов. Тубус для спиннинга позволяет не только транспортировать удочку, но и безопасно хранить ее дома.
  • Нельзя переносить удилище вершинкой вперед. Чтобы не сломался спиннинг, его следует держать кончиком назад.
  • Не надо класть удочку на землю, ведь на нее могут случайно наступить коллеги.
  • Нельзя бросать спиннинг в лодке или на берегу, чтобы он не испытывал ударных нагрузок.
  • Периодически «палку» нужно протирать, особенно внутренние вставки пропускных колец.
  • Нельзя перегружать спиннинг, превышая тест по приманкам.

Как отремонтировать сломанный спиннинг

Конечно, иногда случаются такие поломки удилищ, при которых их приходится выкидывать, или отдавать профессиональным мастерам – родбильдерам, специализирующихся на ремонте и сборке самых разнообразных бланков.

Но чаще, все-таки, происходят повреждения спиннингов, которые сможет исправить практически каждый любитель рыбной ловли. Например:

  • Перелом вершинки удилища.
  • Повреждение пропускных колец и тюльпана.
  • Перелом бланка в срединной части (его колена).
  • Повреждение или приход в негодность рукояти.

Рассмотрим подробнее, как можно отремонтировать спиннинг своими руками в указанных случаях.

Ремонт вершинки

Очень часто приходится делать ремонт спиннинга своими руками из-за поломки вершинки. Это двойная неприятность, так как здесь расположен тюльпан – конечное пропускное кольцо, которое принимает на себя основные нагрузки.

Для того чтобы сделать ремонт спиннинга своими руками, необходимо прежде всего приготовить инструменты и материалы:

  • острый малярный нож;
  • газовая горелка;
  • зажигалка;
  • плоскогубцы;
  • мелкий надфиль;
  • наждачная бумага размером 1000;
  • полотно по металлу;
  • отрезки углепластикового удилища различной длины и диаметра для ремонта колена спиннинга, поврежденного или сломанного;
  • клеи – водостойкий ПВА, эпоксидный, «Супер-клей» гель, для фиксации бандажей, пропускных колец, ремонта рукояти;
  • водостойкий прозрачный лак;
  • капроновая нить для закрепления на бланке устанавливаемых пропускных колец, маскировки места в котором сломался спиннинг;
  • набор пропускных колец;
  • пробки из-под бутылок от вина или шампанского.

Приготовив все необходимое, можно починить как вышедшее из строя последнее пропускное кольцо, так и сломавшийся около комля бланк.

Ремонт бланка

В современных двусоставных штекерных спиннингах из высокомодульного графита случаются такие виды поломок как:

  • трещины или поломки первого (комлевого) колена хлыста спиннинга;
  • растрескивание или поломка верхнего колена.

Ремонт бланка в обоих случаях не требует значительных расходов. Он состоит из следующих шагов:

  1. Осматриваем удилище в месте поломки на предмет продольных трещин. Если они есть, ремонту колено не подлежит – под нагрузкой трещина неминуемо будет увеличиваться в длину и приведет к полному выходу из строя всего колена.
  2. Если трещин не обнаружено, полотном по металлу торцуем края поврежденного колена.
  3. Из старых, но не расщепленных графитовых коленьев от другого сломанного удилища выбираем и выпиливаем кусочек 10-15 см длиной, плотно заходящий внутрь частей сломанного колена – шпигот.
  4. При необходимости кусочек немного обтачиваем наждачной бумагой, мелким надфилем.
  5. Вставляем шпигот в одну из частей ремонтируемого колена, так чтобы он плотно зашел внутрь него на 7-8 см. Край колена и вставленный в него шпигот обильно смазываем эпоксидным клеем. При ремонте комлевого колена шпигот можно пропустить внутри него, сняв пробку, находящуюся в торце рукояти после катушкодержателя спиннинга.
  6. Второй конец шпигота вставляем внутрь другой части сломанного колена таким образом, чтобы зазор между двумя стыкуемыми частями сломанного колена был минимальным.
  7. Место стыка покрываем эпоксидным клеем.
  8. Поверх соединения наматываем тонкую капроновую нить, стараясь подобрать ее цвет в тон покрытия бланка.
  9. Бандаж из капроновой нити покрываем водостойким лаком.
  10. Если одно из колец спиннинга находится очень близко к месту поломки, то для усиления бланка и маскировки бандажа его снимаем, крепим над местом стыковки сломанных частей колена капроновой нитью.
  11. Если поломка затронула лак колец спиннинга или повредила намотку которой кольцо крепиться к бланку то его проще снять и установить заново.

В результате такого ремонта удилище сохраняет свою прочность, гибкость, незначительно изменяет строй, но в тоже время позволит избежать покупки дорогостоящего эксклюзивного колена. По затраченным же деньгам для любого рядового спиннингиста такой ремонт обойдётся в ничтожно малую сумму

Ремонт колена

Отремонтировать спиннинг со сломанным коленом можно, если поврежденное место не имеет длинных (свыше 3 см) продольных повреждений поверхности.

  1. Края поломанных частей необходимо подготовить к основному ремонту. Если они неровные, необходимо отпилить при помощи алмазного инструмента (именно он рекомендован для обработки углепластика) все неровности.
  2. Ровные торцы обоих частей колена обрабатываем при помощи надфиля, удаляя мелкие шероховатости.
  3. Подготавливаем трубку, которая будет служить ребром жесткости в месте скрепления. Это может быть кусок подходящего размера и диаметра из любого другого старого спиннинга или даже новой дешевой удочки. Она должна плотно входить внутрь обеих сломанных частей. Трубку необходимо отшлифовать снаружи мелкой наждачкой и обезжирить.
  4. Смазываем трубку эпоксидной смолой/клеем и с обеих сторон надеваем части колена. Максимально выравниваем части, чтобы не было изломов.
  5. Углеткань необходимо обильно смочить эпоксидкой и намотать на место соединения. Для более тонких частей сломанного спиннинга достаточно будет 3–4 оборотов, а для толстой части (ближе к рукоятке) – 6–8 оборотов. Перед намоткой, углеткань тщательно отжимается для удаления излишков клея.
  6. Поверх углеткани плотно наматывается скотч и виток к витку капроновая нить. На этом этапе уплотнение позволит вытеснить излишки эпоксидки, которую можно сразу удалить с поверхности при помощи чистой тряпки.
  7. В вертикальном положении удилище оставляется на сутки для просыхания клея. Лучше разместить его в теплом месте или возле радиатора.
  8. Через сутки капроновую нить и скотч необходимо снять. Место соединения шлифуется наждачной бумагой и покрывается влагостойким лаком.

Для того чтобы добиться больше эстетичности, перед покрытием лаком можно окрасить отремонтированное место влагостойкой акриловой краской в тон удилища.

Ремонт бланка с одной внутренней втулкой

В первом случае восстановление снасти своими силами не составляет больших трудностей, но в идеале для него понадобятся материалы в виде колена другой удочки подходящего диаметра. Если у вас есть старые ломаные бланки, которые вам больше не нужны, ремонт не займет много времени.

Чтобы провести его, необходимо:

  • обработать края перелома — отпилить до конца трещин и зачистить края бруском;
  • сделать внутреннюю вставку длиной 7 см из подходящего по диаметру колена другой удочки и придать ей необходимую конусность;
  • сделать внешнюю вставку длиной около 4 см из отрезка колена диаметром побольше и придать нужную конусность ей.

Чтобы придать нужную форму внутренней вставке, необходимо обточить ее таким образом, чтобы внешний диаметр с одного — верхнего — конца был меньше, чем с другого, и она точно входила в место перелома бланка. При обработке внешней вставки, напротив, нужно подогнать ее внутренние диаметры.

Также можно перенести пропускное кольцо, расположенное ниже перелома (ближе к комлю спиннинга) на вставку, которая охватывает колено сверху. Благодаря этому готовая снасть будет иметь более презентабельный вид, а место стыка двух обломков колена удастся максимально разгрузить.

Описанный выше ремонт позволяет быстро вернуть спиннинг в рабочее состояние, при этом в случае правильного обращения служить он может еще долгое время. Однако подобная технология имеет существенный недостаток — чтобы смонтировать тщательно подогнанную по верхнему и нижнему диаметрам наружнюю втулку, ее надо надевать со стороны вершинки, для чего, вероятнее всего, потребуется снять одно или несколько пропускных колец.

Есть и более простой вариант, который обеспечивает должный уровень прочности и долговечности восстановленной снасти. Чтобы провести его, необходимо сначала установить внутреннюю втулку, а затем сделать поверх бланка обмотку из капроновой нити или другого подходящего материала, которую надо также смазать клеем. Достаточная длина такой обмотки — 3 см, но можно сделать и больше.

Единственное, что надо иметь в виду — современные качественные снасти имеют тщательно выверенный строй и столь же тщательно выверенную расстановку колец. Это обеспечивает максимальную дальность забросов и оптимальное распределение нагрузки по бланку во время вываживания.

После ремонта, который предполагает подрезку поломанного колена, спиннинг потеряет часть своих свойств. Поэтому описанная выше технология ремонта подходит в первую очередь для недорогих снастей, а для спиннинга топ-уровня оптимальным вариантом будет замена сломанного колена.

Если в свободной продаже найти его не получилось, можно обратиться к хорошему мастеру по ремонту снастей, который наверняка сможет подобрать хороший вариант.

Ремонт катушки для спиннинга

Спиннинги бывают двух основных видов:

  1. Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще).
  2. Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании.

Виды катушек на спиннинг:

  1. Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем.
  2. Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской.
  3. Самая новая разработка специалистов — это инерционная . Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки.

Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.

Виды поломок спиннинга

Спиннинг ломается по двум причинам:

  • Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
  • Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.

Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.

  1. Удилище (колено) ломается пополам.
  2. Поломка тюльпана, самого кончика спиннинга. Зачастую он отламывается у основания.
  3. Поломка вершинки. Часто ломается в середине или начале последней секции.

Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.

  1. Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
  2. Катушка туго вращается и заедает.
  3. Трансформация дужки.
  4. Потеря колпачка редуктора.

Ремонт рыболовных катушек своими руками осуществить сложно, но возможно, главное иметь всё нужное под рукой:

  • смазку;
  • маленькие отвёртки (крестовую и плоскую);
  • изоленту;
  • пластырь;
  • надфиль;
  • наждачную бумагу;
  • маленькие пассатижи;
  • двухкомпонентный клей;
  • булавку.

Основные поломки и способы устранения:

  1. Леска задерживается между роликом лескоукладывателя и рычагом, в месте образования щели. Этот узел разбирается и надфилем подпиливается изъян на роликовой головке.
  2. Если сломалась пружина дужки лескоукладывателя, её вполне возможно заменить булавкой. Прослужит она не долго, но на первое время выручит.
  3. Когда катушка туго вращается и заедает нужно добавить смазку в редуктор. Для этого слегка откручиваются болты на крышке. Крышка приоткрывается, и смазка закапывается в эту щель.
  4. При не правильном обращении со спиннингом (его падение) может деформироваться дужка. Если это случилось, её снимают и выравнивают. Возможно, это придётся делать не один раз.
  5. При потере колпачка редуктора место, где находился колпачок, заклеивают изолентой или скотчем. Если этого не сделать вовремя, попадание песка в катушку приведёт к серьёзной поломке, которую самому исправить не получится.

С более сложными поломками спиннинговых катушек лучше обратится к специалистам.

Как правильно разобрать катушку

При разборе рыболовной катушки важно чтобы все детали были разложены в правильной последовательности. Это понадобится для того чтобы правильно её собрать

Последовательность разборки:

  1. Снимается гайка тормоза и шпуля.
  2. Снимаются шестеренка и шайбы находящиеся под шпулей.
  3. Отвинчивается ручка.
  4. Откручивается зажимная гайка в механизме катушки.
  5. Снимается ротор.
  6. Снимается дужка лескоукладывателя.
  7. Снимается механизм защелкивания лескоукладывателя.
  8. Разбирается ролик для прохождения лески.
  9. Откручивается болт стопора обратного хода.
  10. Снимается переключатель.
  11. Откручивается болт заглушки.
  12. Вытягивается заглушка.
  13. Снимается стенка катушки.

Дальше следует основной механизм. Он состоит из бегунка и двух шестерней. Без необходимости его не стоит снимать. Собирается катушка так же, но в обратном порядке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий