Как закрепить датчик эхолота на транец?

Содержание

После приобретения ПВХ лодки многие владельцы задумываются о том, чтобы изменить не только внешний вид, но и улучшить ее функциональность.

Причины заняться тюнингом своего плавсредства различные. Например, некоторые купили ПВХ лодку, когда в производстве еще не было современных аксессуаров, а кто-то в настоящее время купил бюджетный вариант без излишеств, предполагая, что все необходимые приспособления докупит позже.

Рыболовный портал FishingSib, совместно с экспертом в этой теме, магазином «СибЛодки» предлагает вам рассмотреть наиболее функциональные, интересные аксессуары для вашей ПВХ лодки.

Надувные лодки со сланью

Наличие жесткой слани на дне лодки, а также соответствующая рекомендация в инструкции к эхолоту, может и вовсе избавить рыболова от необходимости покупать или изготавливать держатель датчика эхолота. Некоторые устройства допускают работу трансдьюсера (ультразвукового датчика) без его погружения в сам водоем. Нормальная работа прибора вполне может быть обеспечена установкой датчика под жестким настилом, прямо на днище.

Размещенный подобным образом трансдьюсер образует выемку в дне лодки, в которую необходимо налить немного воды – для устранения воздушной прослойки, способной искажать ультразвуковой сигнал и приводить к получению неверной информации. Для катеров, а также для лодок с надувным килем способ не подходит.

Важно! Датчик обязательно должен быть в воде, иначе прослойка воздуха между трансдьюсером и днищем не даст прибору нормально работать. Эту особенность некоторых эхолотов можно использовать и на зимней рыбаке

В инструкции ко многим устройствам указано, что они могут работать при помещении датчика в небольшую лужицу на льду, без необходимости опускать его в лунку. Есть также вариант использования устройства, при котором трансдьюсер помещают в пакет с водой, что также ликвидирует воздушную прослойку

Эту особенность некоторых эхолотов можно использовать и на зимней рыбаке. В инструкции ко многим устройствам указано, что они могут работать при помещении датчика в небольшую лужицу на льду, без необходимости опускать его в лунку. Есть также вариант использования устройства, при котором трансдьюсер помещают в пакет с водой, что также ликвидирует воздушную прослойку.

Особенности

Что такое «эхолот» и для чего он служит? Это компактная гидроакустическая станция, позволяющая получить информацию о том, что творится в воде под носом у рыбака. Простым глазом заглянуть под воду непросто, но эхолот позволяет видеть происходящее прямо на экране, закреплённом в удобном месте.

Принцип работы заключается в том, что эхолот излучает очень короткие звуки, после чего «слушает» отражения звуков от окружающих предметов. На суше подобным образом ориентируются летучие мыши, а под водой такие существа, как киты и дельфины. Принципиальной особенностью подводного эхолота является то, что его ключевой элемент (излучатель и он же датчик сигналов) необходимо размещать под водой.

На коммерческих судах эхолоты обычно размещают в особых выдвижных контейнерах. На военных подводных лодках гидроакустическая станция может занимать целый отсек, а её датчики расположены вдоль всего корпуса субмарины. Как же устроены недорогие приборы, пригодные для применения в любительской рыбалке? И как на маленькой лодке закрепить такой полезный прибор? На кораблях с металлическим корпусом место расположения акустических локаторов закладывается ещё на этапе проектирования. Обычно эхолоты размещают в отдельных маленьких корпусах, закреплённых снаружи корпуса судна. На некоторых кораблях устраивают особые отсеки, в которых часть корпуса выполнена не из металла и постоянно затоплена водой.

К чему такие сложности? Особенностью эхолота является то, что он «видит звук». Звуковые волны плохо проходят через металл и легко отражаются от границы «воздух-вода». Поэтому датчик надо размещать прямо в воде, но так, чтобы он не создавал лишнего сопротивления ходу судна.

Задумав оснастить эхолотом простую надувную лодку, рыболов сталкивается с массой технических проблем. Часть из них вызвана тем, что недорогие эхолоты выполнены вполне определённым образом и требуют точного размещения

Другой важной особенностью является то, что резиновую лодку нельзя просто продырявить в любом месте. Главный модуль можно разместить практически в любом удобном месте

Как правило, для этого находится пространство на «торпедо» рядом с рулевой колонкой и ящичком с рыболовными снастями. Пример такого размещения представлен на рис. 1.

Датчик эхолота на ПВХ-лодку приходится монтировать с помощью внешних механических кронштейнов. Это усложняет конструкцию, но оставляет возможность компактной сборки и хранения лодки. Главное то, что используя монтаж в виде особого кронштейна, можно выбирать произвольно место размещения датчика. Особой конструкцией отличаются лодки с НДНД. Эта аббревиатура кодирует термин «надувное дно низкого давления».

Способы

Теперь рассмотрим способы правильного крепления прибора. Нужно выбрать сам крепеж

Тут важно учесть на какую лодку эхолот будет устанавливаться. Проще всего с катером – его твердые борта легко позволяют установить прибор самостоятельно без особых проблем

Несколько сложнее обстоит дело у владельцев ПВХ или резиновых надувных лодок.

Другое дело, что подобное решение подойдет лишь для жителей крупных городов или областных центров, да и стоимость подобных услуг достаточно велика, не каждый сможет себе позволить.

Большинству рыбаков придется заниматься установкой самостоятельно. Этапы установки прибора рассмотрим ниже, сейчас же определимся с типом крепежа устройства. Существует два варианта.

Заводской

Многие фирмы-производители приборов выпускают специальные крепежи для лодок. Профессиональные заводские крепежи состоят из следующих элементов – струбцины, специального кронштейна, узла монтажа.

Струбцина прижимает всю конструкцию к жесткой поверхности плавательного средства. Обычно она выполнена из нержавеющей стали с резиновой прослойкой для плотности при монтаже. Если лодка с мотором, то струбцина прикрепляется к транцу таким образом, чтобы не мешать работе двигателя лодки при маневрировании. Допустимо смещение к левому или правому борту лодки.

Кронштейн представляет собой трубку, которая соединяет датчик эхолота (трансдьюсер) и струбцину. Этот элемент крепления позволяет настраивать устройство по глубине, а во многих дорогих моделях приборов еще и угол поворота.

С помощью специального болта кронштейн прижимается к струбцине, затем корректируется глубина и угол по отношению к поверхности воды. Для этого следует немного опустить зажим на струбцине. Кронштейн начнет смещаться в нужном направлении. После корректировки необходимо жестко закрепить всю конструкцию.

Такой тип крепления дает возможность быстрого монтажа и демонтажа прибора, что важно, если после рыбалки лодка складывается или сдувается, а затем уже убирается на хранение. Еще один плюс – возможность автоматического снятия датчика при наезде на препятствие во время движения лодки

После того как угроза минует, вновь установить датчик не составит никакого труда.

Удобно и то, что подобные крепления универсальны для различных моделей приборов, независимо от фирмы-производителя они очень надежны и легко поддаются корректировке.

Недостатком такого способа будет то, что прибор займет место на палубе, которое может быть использовано для хранения удочек и других снастей. Также стоит учесть и высокую стоимость подобных креплений.

Самодельный

Намного дешевле выйдет сделать эту конструкцию самому. Такой способ особенно актуален для владельцев резиновых и алюминиевых лодок без транца. При этом в случае изготовления самодельного крепления возможны несколько вариантов. Это могут быть и съемные, и стационарные конструкции.

Стационарное крепление сделать очень просто, при этом в дальнейшем не нужно будет тратить время на монтаж и демонтаж прибора

Важно подобрать для изготовления устойчивые к коррозии материалы

В данном случае около киля нужно сделать отверстие в днище судна. С помощью эпоксидного клея датчик прибора приклеивается к поверхности дна лодки. Оставшиеся отверстия также заполняются клеящим составом. Такой тип крепления подойдет резиновым и стеклопластиковым лодкам, моделям из ПВХ.

Съемное крепление делается и крепится по подобию заводского. Оно сложнее в изготовлении, но при этом точно подойдет к имеющемуся плавательному средству.

Для изготовления такого крепления понадобятся:

  • труба из металлопластика длиной приблизительно 1 метр или немного меньше;
  • трубка из нержавейки, при этом ее диаметр должен быть чуть больше диаметра металлопластиковой трубы;
  • струбцина (ее легко приобрести в строительном магазине);
  • болты, гайки, шайбы, шплинт, резиновые прокладки (можно использовать самодельные, например, из старых камер от велосипедов), хомуты.

Монтаж такого крепления проводится точно по аналогии с заводским. Струбцину нужно прижать к борту судна, датчик прикрепляется к трубе и опускается на необходимую глубину. Труба крепится с помощью болта к струбцине.

Опытные рыбаки чаще всего рекомендуют использовать для эхолота именно заводские крепления, но не всегда это выполнимо. Например, при отсутствии транца (чаще всего на лодках без мотора), если сама лодка нестандартная или держатель и струбцина по каким-то причинам оказались несовместимы (были куплены в разное время отдельно друг от друга), а также, если на рыбалке используется несколько сильно отличных по конструктивным особенностям плавательных средств.

Изготовление держателей

Крепление навсегда

Если вы постоянно выходите на водоем на одной и той же посудине, то можно крепление датчика эхолота сделать постоянным, просто приклеив его в нужном месте конструкции плавательного средства. Этот вариант возможен как для ПВХ лодки, так и для стеклопластиковой. Вклейка ведется при помощи эпоксидного клея, он после схватывания обеспечивает надежное и прочное соединение.

Для деревянной лодки можно предусмотреть монтаж трансдьюсера на болтах или шурупах, дополнительно прогрунтовав и прокрасив место крепления. В качестве красящего состава можно использовать битумную мастику или яхтный лак.

Вариант с плавающим датчиком

В том случае, когда вы рыбачите на спокойном водоеме без течения и в вашем распоряжении весельная резиновая или ПВХ лодка, у которой даже транец отсутствует, можно использовать плавающее расположение трансдьюсера. Вот последовательность изготовления такого монтажа:

  1. К скамейке, а она у весельных лодок имеется, крепим корпус эхолота. Можно крепить непосредственно на скамейку, а можно предусмотреть какой-либо кронштейн.
  2. Трансдьюсер крепим скотчем или изоляционной лентой к середине пластиковой полулитровой бутылки, а провод датчика — к ее горлышку.
  3. Опускаем бутылку с трансдьюсером в воду на проводе (он достаточно крепок и в дополнительной фиксации не нуждается).
  4. Для регулировки глубины погружения можно использовать воду, наливая ее в достаточном количестве в бутылку.

Дешево и сердито!

Съемные самодельные держатели

Для изготовления держателя трансдьюсера понадобится:

  • металлопластиковая труба длиной в один метр и диаметром в 15 мм;
  • металлическая трубка внутренним диаметром в 16 мм, чтобы пластиковая труба вошла внутрь;
  • два хомута;
  • струбцина;
  • резиновые прокладки, их можно нарезать из велосипедной камеры или чего-то подобного;
  • болты М4 с шайбами и гайками – 4 шт;
  • шплинт.

Последовательность изготовления крепления своими руками:

  1. Прикрепляем к струбцине отрезок металлической трубы длиной в 40 сантиметров при помощи двух хомутов и резиновой прокладки.
  2. Вовнутрь металлической трубы вставляем метало пластиковую.
  3. Нижний конец металлопластика расплющиваем.
  4. Делаем в расплюснутом конце два отверстия под крепления датчика.
  5. Крепим двумя болтами трансдьюсер, используя шайбы. Желательно использовать контргайки или граверы для предотвращения раскручивания от вибрации.
  6. Для фиксации трансдьюсера на нужной высоте в пластиковой трубке делаем несколько отверстий под шплинт.
  7. Фиксируем конструкцию при помощи струбцины на транце лодки.
  8. Опускаем трансдьюсер на нужную глубину и фиксируем ее шплинтом.
  9. К верхней части металлопластика крепим корпус эхолота.
  10. Фиксируем провод к трубке изолентой или хомутиками.

Вот так быстро и совсем не дорого можно изготовить надежный и удобный держатель.

Блиц-советы

  • Всегда старайтесь использовать заводские крепежи – это надежнее. Выделяют всего несколько случаев, когда действительно стоит проявить собственную техническую мысль: нестандартная лодка (для ПВХ практически фантастика, но Китай может удивить);
  • отсутствие транца;
  • несовместимость крепежного элемента прибора и держателя при раздельной покупке;
  • наличие нескольких лодок, принципиально отличающихся конструкцией;

При отсутствии струбцины всегда можно воспользоваться дрелью и болтами. Через отверстия в транце крепится кронштейн и эхолотом можно пользоваться успешно. Это не так удобно, как при съемных держателях, но на качество сигнала влиять не будет.

Эхолот сильно облегчает жизнь, но ловить рыбу вместо вас не в состоянии. Поэтому качественная приманка и хорошая снасть все равно необходима.

Держатели датчика

Место установки датчика зависит от особенностей плавательного средства. Он должен располагаться так, чтобы на его работу не влияло возмущение потока, возникающее от работы гребного винта. Активная поверхность трансдьюсера должна быть направлена вертикально вниз в любом режиме движения лодки. В противном случае результаты измерений будут недостоверными.

Крепление держателя обязано обеспечивать быстрый монтаж и установку датчика в рабочее положение при нахождении лодки на воде. Конструкцией должна быть предусмотрена защита трансдьюсера от зацепа или попадания постороннего предмета. Жесткая фиксация элементов крепления датчика может привести к его отрыву или повреждению.

Заводские

Промышленность выпускает эхолоты с несколькими вариантами крепления:

  • на струбцинах;
  • на присосках;
  • на клее и другом крепеже (несъемные);
  • плавающие.

Все виды крепления должны соответствовать установленным критериям:

  • надежность;
  • защита от зацепов и ударов о посторонние предметы;
  • возможность регулировки по глубине и углу отклонения от транца.

В большинстве случаев производители используют для элементов крепления антикоррозионные материалы. Для защиты трансдьюсера от разрушения устанавливают подпружиненные кронштейны, способные отклоняться при зацепах или ударах. Для крепления эхолотов на быстроходных судах датчики помещают в обтекатели. Это помогает уменьшить гидравлическое сопротивление и снизить на него нагрузку.

Крепление на транец

У рыбаков большой популярностью пользуются держатели, крепящиеся на струбцинах. Таким способом можно устанавливать датчик как на стационарном, так и съемном транце плавающего средства. Особенно широко это крепление используется владельцами надувных лодок. Кроме простой и быстрой установки, оно дает возможность регулировки штанги трансдьюсера по высоте и изменения ее наклона относительно транца. Это имеет большое значение при движении и выходе лодки на глиссирование.

Комплект крепления включает в себя:

  • струбцину;
  • кронштейн;
  • механизм установки излучателя.

Для предотвращения самопроизвольного опускания датчика, кронштейн фиксируется винтовым стопором. Нижняя часть штанги имеет хомут, которым крепится трансдьюсер.

Крепление датчика эхолота на транец лодки не всегда приводит к получению корректных результатов обследования. Это связано с влиянием возмущения потока, возникающего при работе подвесного мотора, особенно при выполнении поворота в сторону установленного датчика.

Несъемные крепления

В некоторых случаях возникает необходимость жесткого крепления прибора

Это важно при передвижении на больших скоростях. Для крепления используется комплектная скоба

Чтобы ее установить, необходимо будет просверлить несколько отверстий в транце. Заглубление трансдьюсера определяется опытным путем. Датчик крепится винтом с резиновыми прокладками.

При таком способе установки отпадает необходимость монтажа/демонтажа устройства на рыбалке и снижается вероятность обрыва кабеля от трансдьюсера. Установка эхолота на другое плавсредство будет возможна в случае наличия комплекта съемного крепления.

Вариант с плавающим датчиком

На весельных резиновых лодках без транцевой доски часто используют буксируемый трансдьюсер. В случае применения беспроводного устройства достаточно привязать его фалом, т.к. он имеет хорошую плавучесть, а конец закрепить за банку. В качестве дисплея можно пользоваться смартфоном, предварительно загрузив в него соответствующее приложение.

При использовании датчика от обыкновенного эхолота его необходимо закрепить на поплавке. Для этого подойдет кусок пенопласта или пустая ПЭТ-бутылка. К поплавку трансдьюсер крепится при помощи пластиковых хомутов. Рыбалка с плавающим датчиком возможна на тихой воде или с берега. При сильном волнении он «прыгает», что приводит к искажению показаний замеров.

Крепление к баллону

Такой способ установки широко используется на бестранцевых резиновых плавсредствах. Крепление для эхолота на лодку ПВХ изготавливается из прочного пластика. Оно заменяет собой комплектные струбцину и кронштейн. Опорный механизм приклеивается к баллону лодки клеем, входящим в комплект поставки.

Трубка держателя трансдьюсера фиксируется в механизме с помощью винта. Необходимо правильно выбрать место установки крепления эхолота. От этого зависит достоверность показаний прибора. Чаще всего крепление устанавливают по середине баллона левого борта.

Варианты установки эхолота на ПВХ лодке

Устанавливать эхолот можно и на специальный заводской кронштейн из двух пластиковых частей. Его многие мастера выполняют самостоятельно своими руками. А также используются резиновые бобышки, которые применяются с целью крепления леера в надувной лодке. Можно соорудить конструкции по готовым чертежам, но встречаются не редко варианты, когда эхолот устанавливается в инструментальном ящике. В частности, на крышку ящика крепится кронштейн, в который устанавливается для работы эхолот. В не рабочем состоянии можно надежно хранить конструкцию эхолота в том же ящике.

Держатели спиннингов в ПВХ лодку

Крепление датчика эхолота своими руками выполнить просто. При этом кронштейн может быть съемным. Это один из лучших вариантов крепления для ПВХ-лодок и плавательных средств с жестким каркасом. Такой кронштейн позволит регулировать положение датчика.

Чтобы изготовить представленную конструкцию самостоятельно, необходимо подготовить ряд материалов. Представленный кронштейн изготавливают из металлической трубы. Потребуется металлопластиковая труба. Она должна иметь диаметр около 1,5 см, а длину – 1 м. Металлическая труба должна иметь диаметр 1,6 см. В нее будет помещен пластиковый шланг.

Если вы постоянно выходите на водоем на одной и той же посудине, то можно крепление датчика эхолота сделать постоянным, просто приклеив его в нужном месте конструкции плавательного средства. Этот вариант возможен как для ПВХ лодки, так и для стеклопластиковой. Вклейка ведется при помощи эпоксидного клея, он после схватывания обеспечивает надежное и прочное соединение.

Для деревянной лодки можно предусмотреть монтаж трансдьюсера на болтах или шурупах, дополнительно прогрунтовав и прокрасив место крепления. В качестве красящего состава можно использовать битумную мастику или яхтный лак.

В том случае, когда вы рыбачите на спокойном водоеме без течения и в вашем распоряжении весельная резиновая или ПВХ лодка, у которой даже транец отсутствует, можно использовать плавающее расположение трансдьюсера. Вот последовательность изготовления такого монтажа:

  1. К скамейке, а она у весельных лодок имеется, крепим корпус эхолота. Можно крепить непосредственно на скамейку, а можно предусмотреть какой-либо кронштейн.
  2. Трансдьюсер крепим скотчем или изоляционной лентой к середине пластиковой полулитровой бутылки, а провод датчика — к ее горлышку.
  3. Опускаем бутылку с трансдьюсером в воду на проводе (он достаточно крепок и в дополнительной фиксации не нуждается).
  4. Для регулировки глубины погружения можно использовать воду, наливая ее в достаточном количестве в бутылку.

Дешево и сердито!

Для изготовления держателя трансдьюсера понадобится:

  • металлопластиковая труба длиной в один метр и диаметром в 15 мм;
  • металлическая трубка внутренним диаметром в 16 мм, чтобы пластиковая труба вошла внутрь;
  • два хомута;
  • струбцина;
  • резиновые прокладки, их можно нарезать из велосипедной камеры или чего-то подобного;
  • болты М4 с шайбами и гайками – 4 шт;
  • шплинт.

Последовательность изготовления крепления своими руками:

  1. Прикрепляем к струбцине отрезок металлической трубы длиной в 40 сантиметров при помощи двух хомутов и резиновой прокладки.
  2. Вовнутрь металлической трубы вставляем метало пластиковую.
  3. Нижний конец металлопластика расплющиваем.
  4. Делаем в расплюснутом конце два отверстия под крепления датчика.
  5. Крепим двумя болтами трансдьюсер, используя шайбы. Желательно использовать контргайки или граверы для предотвращения раскручивания от вибрации.
  6. Для фиксации трансдьюсера на нужной высоте в пластиковой трубке делаем несколько отверстий под шплинт.
  7. Фиксируем конструкцию при помощи струбцины на транце лодки.
  8. Опускаем трансдьюсер на нужную глубину и фиксируем ее шплинтом.
  9. К верхней части металлопластика крепим корпус эхолота.
  10. Фиксируем провод к трубке изолентой или хомутиками.

Каждый рыбак во время рыбалки с ПВХ лодки постоянно терзает себя мыслью о том, где и как безопасно перевозить спиннинги во время езды.

Поэтому выбранная модель держателя решит проблему по расположению нескольких удилищ сразу и сэкономит место в лодке.

Одним из самых популярных вариантов такого навесного оборудования в Новосибирске являются универсальные держатели для спиннинга, изготовленные из дерева, с металлическими трубками. Такие держатели обладают рядом преимуществ.

Совместимость. Большинство рукояток современных спиннингов без проблем уместится в «стакане» держателя.

Прочность фиксирования. Спиннинг в заданном положении не выпадет из «стакана».

Универсальность. Подходит для разных моделей лодок, легкое перемещение в другое место на ней.

Монтаж. Быстр и легок.

Полевые испытания держателя для спиннинга на предмет перекоса конструкции и вылетания снастей при волне.

Как закрепить своими руками

Рассмотрим подробнее этапы установки самого прибора в выбранные крепления, независимо от того, используется заводской или самодельный вариант.

Подключение кабеля

В комплекте с прибором чаще всего идут провода длиной 2-3 метра. Следует определить оптимальную длину, которая позволит соединить эхолот и источник питания. Лучше всего, чтобы все провода и аккумулятор были компактно уложены и не мешали передвижению человека по лодке. При этом сам прибор должен обязательно соответствовать системе питания.

Подключение происходит через предохранитель, который можно разместить либо рядом с аккумулятором, либо у панели крепления. В некоторых случаях для предохранителей может потребоваться применение клемм, которые не всегда идут в базовом комплекте. Тогда их нужно приобрести заранее

Также во избежание случаев возможного отключения основного источника питания из-за неисправности и случаев конфликтов между электрическими каналами стоит установить резервную батарею.

Монтаж основы

Тут стоит обратить внимание на конструкцию прибора. Разные эхолоты могут иметь отличные типы соединения с базой

Крепеж может осуществляться по отдельности либо уже в полной сборке. Тут нужно учесть очень важный момент – при установке не должна повредиться начинка прибора, поэтому безопаснее все-таки монтировать устройство именно в разобранном состоянии. Это существенно снижает риск возникновения повреждений.

Нужно наметить точки крепления и сделать нужные отверстия при помощи дрели. Для проводки кабеля тоже потребуются отверстия. При этом провода пропускаются до места фиксации основы крепежом

Важно аккуратно и без сильного нажима устанавливать крепления, чтобы не деформировать поверхность корпуса плавательного судна

Подключение к датчику

На этом этапе электротехнические работы будут завершены. Кабель от датчика подключается к устройству навигации. Для этого используются специальные разъемы и штекеры. Следует учесть, что длины кабеля обязательно должно хватить не только для прямого положения, но и для возможного поворота экрана прибора. Лишняя длина убирается.

Монитор перед снятием нужно обязательно протестировать. Следует провести проверку интерфейса, звуковых сигналов, чувствительности самого датчика. На этом этапе устраняются возможные ошибки электропроводки и повреждения изоляции, если они есть. Все это влияет на дальнейшую исправную работу прибора.

После всех проведенных работ с помощью выбранного способа крепления, о которых мы уже говорили выше, эхолот устанавливается в лодку.

Пошаговая инструкция

Установить эхолот на надувную лодку можно своими руками. Пошаговая инструкция проста.

  • Выберите место расположения контрольного модуля эхолота. Обычно это не представляет трудностей, потому что приборы снабжаются быстросъёмными держателями.
  • Определитесь с точкой расположения датчика. От этого будет зависеть необходимость покупать дополнительные материалы. Если решите установить датчик эхолота прямо внутри лодки, внимательно изучите конструкцию её днища.
  • Выберите метод установки датчика. В большинстве случаев невозможен монтаж датчика «намертво» в определённом месте. Это затрудняет сборку надувной лодки и обслуживание электроники.
  • Выбрав способ с жёстким креплением, запаситесь материалами для надёжной герметизации. Это полимерные клеи и современные виды липких «лент» (скотчи). Сейчас выпускаются скотчи, способные выдерживать длительную эксплуатацию под водой.
  • Если вы предпочитаете вариант съёмного монтажа на штанге, можно купить готовый кронштейн со струбциной в магазине рыболовных принадлежностей. Но можно сделать его своими руками из подручных материалов.

Выбор места

Как уже упоминалось, корпус главного прибора можно установить в любом удобном месте. Как правило, такой островок находится посередине панели управления лодкой. Недорогая электроника имеет съёмные крепления, так что на панели можно закрепить лишь «держалку», а сам аппарат перемещать как удобно. Несмотря на то что все эхолоты имеют защиту от промокания, нырять с ними или просто ронять в воду не рекомендуется. Место крепления базового блока лучше закрыть козырьком. Он не только защитит прибор от водяных брызг, но и улучшит читаемость информации с экрана на ярком солнце.

Правильный выбор места расположения датчика обеспечивает успех всего дела. В первую очередь следует внимательно ознакомиться с инструкцией к вашему прибору. Там обязательно есть схема, указывающая на правильное положение датчика. Порой возникает соблазн установить эхолокатор строго вертикально вниз. Это всегда неправильно. Современные рыбацкие эхолоты рассчитаны на горизонтальное положение.

Установка

Выбирая точку расположения датчика эхолота, рыбак вынужден найти несколько компромиссов. Датчик должен быть расположен как можно ниже под днищем. Но это мешает способности лодки проходить по замусоренным заливам, в которых как раз и есть самая интересная рыбалка.

Конструкция надувной лодки из ПВХ ограничивает возможность сверления отверстий или вклейки монтажных элементов. Даже если качественно вклеить втулку для пропуска электрических проводов, она уже помешает сборке лодки после выпуска воздуха. Есть способ крепления внешнего оборудования, которое монтируется на лёгких разборных кронштейнах. Подобрав форму и метод крепления кронштейна, можно установить эхолот на любую лодку. На рис. 3 приведён пример такого кронштейна.

Кронштейн со струбциной позволяет в любую минуту переставить датчик эхолота в удобную точку. Подобные конструкции массово продаются в магазинах, торгующих оборудованием для надувных лодок. Но можно сделать такую вещь и своими руками. Например, в качестве крепления можно взять любую струбцину из магазина стройматериалов или инструмента. Для основы кронштейна хорошо подходят пластиковые сантехнические трубы. Сам датчик крепится к кронштейну любыми монтажными хомутами. Например, существуют ленточные стяжки, которые крепятся простым завинчиванием винта отвёрткой.

Обратите внимание на правильное расположение датчика относительно борта лодки. Чтобы эхолокатор показывал всё окружающее пространство, лучше размещать его датчик прямо под килем лодки

Однако, это не всегда возможно. На рис. 4 приведены примеры расположения датчика в продольной проекции лодки.

Интересна конструкция установки датчика эхолота непосредственно в дно лодки с НДНД

Обратите внимание на рис. 5: такое исполнение позволяет надёжно закрепить датчик в непосредственной близости от воды, но не нарушает мореходных свойств лодки:

  • верхняя часть днища аккуратно вырезается;
  • датчик вклеивается в нижнюю часть днища;
  • для восстановления герметичности надувного дна верхний слой днища лодки аккуратно заклеивается.

Виды держателей и особенности конструкции

Прибор состоит из двух функциональных частей:

  • корпуса с экраном на жидких кристаллах;
  • датчика-излучателя или трансдьюсера.

Чтобы получить адекватные показания и добиться четкого рисунка рельефа дна, следует выполнить несколько условий при креплении датчиков для лодок:

  1. Сигнал, излучаемый трансдьюсером должен быть строго под углом 90 градусов к поверхности воды.
  2. Около трансдьюсера под водой не должно быть пузырьков воздуха.
  3. Должна быть исключена даже незначительная вибрация трансдьюсера.

Рекомендуется использовать один из трех способов закрепления:

  • транцевый;
  • крепление к днищу;
  • выносной способ (самодельный).

Экран прибора не требует особых условий монтажа, и его можно зафиксировать:

  • на подставке (скамейке) в удобном месте;
  • на боковой поверхности;
  • на дне лодки.

Способы монтажа держателей выбираются индивидуально. Среди доступных вариантов кронштейн, специальные муфты с замочками, клей, вакуумная присоска.

Транцевые

Транец – это металлическая жесткая пластина. Ее длина должна быть равна ширине плавсредства или быть чуть меньше.

Транец играет роль опоры для подвесного лодочного мотора. На него приходится большая нагрузка, поэтому он должен обладать высокой прочностью. Если используется надувное плавучее средство, конструкция транца может быть стационарной или навесной. Крепеж для навесного транца на лодку можно купить в торговой сети.

Транец часто используется для крепежа дополнительных приборов и элементов.

Для установки датчика прибора на транце плавучего средства используются специальные транцевые держатели или транцевые кронштейны.

Крепления к днищу лодки

Используется несколько способов крепления к днищу. Один из них наиболее часто используется и только в лодках из поливинилхлорида. Трансдьюсер крепят на дно лодки на эпоксидку. Такой способ – для любителей.

Профессионалы используют врезные и врезные поворотные крепления. Лучшие способы крепления датчика эхолота те, которые выполняются с помощью приспособлений заводского изготовления. Они удобны в использовании и безопасны.

Врезные

Врезное крепление является кронштейном или уголком, с помощью которого в днище лодки врезается датчик. Соединение герметично, работе датчика не препятствует ни поток от гребного винта, ни водоросли.

Датчик, фиксируемый посредством врезки, следует крепить перед рулем или гребным винтом

Это важно

Врезные поворотные

Такое приспособление представляет собой врезное крепление, внутри которого датчик поворачивается на угол не более 120 градусов. Благодаря этому изображение на экране эхолота можно видеть под разным углом. Такой способ монтажа применяется, если дно водоёма имеет сложный рельеф.

Самодельные

Вариант с плавающим датчиком

Этим вариантом можно воспользоваться, если поверхность водоема гладкая, нет течения, и используется вёсельная лодка, у которой нет транца. В этом случае сделанное своими руками приспособление для датчика эхолота может использоваться в качестве бюджетного варианта.

Последовательность монтажа и изготовления плавающего трансдьюсера:

  1. Корпус эхолота фиксируется на подставке.
  2. В центральной части пластиковую полулитровую бутылку перехватывают клейкой лентой, прикрепляя датчик, а на горлышке фиксируют провод датчика.
  3. Выполненное своими руками приспособление опускают в воду на проводе.
  4. Чтобы отрегулировать глубину погружения датчика, подливают воду в бутылку.

Съемные самодельные держатели

Чтобы изготовить такие держатели, потребуется:

  • струбцина;
  • эпоксидный клей;
  • крепеж;
  • обрезки металлической и металлопластиковой трубы.

Последовательность изготовления самодельного держателя подробно представлена в видео:

Для чего предназначен датчик эхолота

Некоторые рыбаки считают, что, купив эхолот, они получают гарантию успеха на рыбалке. Однако приобретя устройство, обнаруживают, что получили дорогую игрушку. В действительности эхолот — это нужная и полезная вещь. Чтобы оценить все возможности этого устройства, необходимо разобраться в его работе и правилах эксплуатации.

Датчик эхолота является составной частью комплекта и служит для преобразования высокочастотного электрического сигнала в ультразвуковой импульс и его излучения, а также приема и обратного преобразования. На приборах для маломерных судов используются пьезоэлектрические трансдьюсеры.

В качестве излучающего элемента используется кристалл титаната бария с металлическим покрытием. Он располагается в пластмассовом или металлическом корпусе и залит звукопроницаемым материалом. Датчик предназначен для определения глубины водоема под килем. Однако существуют модели, способные измерять температуру воды и скорость плавсредства.

Случаи самостоятельной установки

  • — нестандартное плавательное средство китайского производства;
  • — отсутствие транцевой части для инсталляции заводским способом;
  • — несоответствие стандартизированного кронштейна лодочному креплению.

Если отсутствует струбцина, крепёж делается с помощью перфорирующей дрели, болтов и шурупов с гайками. Высверленные в транце отверстия служат для установки фиксаторов. Минус заключается в минимальном количестве настроек под предпочтения рыболова. Самодельное крепление редко имеет конструкцию съемного класса. Вот почему эксперты советуют отказаться от методов инсталляции, в основу которых положены знания частного характера.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий