Лодка МКМ — технические характеристика, отзывы владельцев о моторных лодках Ярославка

Ходовые качества

На ходу при курсе 0-45 градусов против зыби  наблюдается сильное забрызгивание. На гребни всходит хорошо. Однако не зря эксплуатация лодки допускается при высоте волны 25 см,  потому что иначе она зарывается  носом. При полных оборотах двигателя удары ощущаются, но не так сильно, как на Казанке. Для уменьшения забрызгивания достаточно увеличить количество пассажиров. При курсе в  90 градусов качка плавная, Астраханка ведет себя устойчиво. Попутная волна корму не забрызгивает, двс остается сухим. На скорости 15 км/ч при повороте направо диаметр циркуляции  составляет 8 м, налево — 10 м. При этом крен равен 3°. Торможение: 20 м за 30 сек. до полной остановки.

Румпельное управление лодкой при 4-метровом корпусе неудобно, т.к. водитель не видит притопленные коряги. Желательно ставить ДУ, без которого не обойтись при наличии тента, поскольку защитная ткань еще больше сужает обзор. Превышение мощности двигателя приводит к тому, что мотобот зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию. Чего не происходит при разрешенных ПМ . Благодаря небольшому весу, а также малой килеватости днища низкого расположения легко проходит сложные мелководные участки, поросшие камышом. В одиночку вполне реально погрузить на прицеп, перетащить через отмель.

Поскольку сборка производилась не на авиационном предприятии, а на небольших судостроительных заводах. В результате заклепки стали слабым местом, поскольку  разбалтываются на ходу от ударов. Поэтому нужно периодически проверять качество швов. Для этого достаточно побелить наружную сторону катера мелом, налить в кокпит небольшое количество жидкости. Меловое покрытие сразу покажет, где есть протечки даже в том случае, если капель не видно. По отзывам владельцев безопаснее Казанки, удобнее Крыма за счет широкого корпуса и практически плоского днища. При правильном хранении Ярославка устойчива к коррозии.

На глисс выходит при 12-сильном Ветерке с двумя пассажирами. Четверо — уже перебор. Преимущество Харьковчанок и Астраханок в том, что при своих габаритах уверенно идут под маломощными двигателями. Это дает существенную экономию на топливе. При попытке установить ДУ владельцы сталкиваются с тем, что изначально не установлена торпеда. Приходится прибегать к тюнингу. Правда, для прогулочно-развлекательных мероприятий с шайбами и лыжами стоит подыскать другой вариант. Астраханки рассчитаны на тихую езду и спокойную прогулку.

Не утихают споры насчет наличия прогиба кормовой части днища. Одни владельцы говорят, что он есть, другие утверждают, что его нет. Это связано с тем, что выпуск производился на трех заводах. Изначально прогиб должен был прижимать корму к воде для более легкого выхода на глисс. Однако на практике он приводит к снижению скорости и зарыскиванию. Еще в советское время умельцы предложили решение этой проблемы в виде поперечного редана. При его установке уменьшается смачиваемая площадь, улучшается управляемость на поворотах,  легче выходить на глисс, Астраханка бежит быстрее, чем до тюнинга.

https://www.youtube.com/watch?v=6K7Rb9l7yRIVideo can’t be loaded: лодка МКМ — спуск на воду (https://www.youtube.com/watch?v=6K7Rb9l7yRI)

Чем Ярославки хороши?

  • Мягкий ход
  • На ветру парусность незаметна
  • Можно стоять поперек течения
  • Удобно рыбачить бреднями. Ни за что не цепляются, т.к. корпус полностью открыт
  • Малая осадка

В море на них выходить не стоит, равно как и на водоемы, где при резкой смене погоды возможны штормы с гребнями выше 30 см. По этой причине рекомендованная удаленность от берега составляет всего 1 км.

Рабочие показатели

Производитель указывает на такие технические характеристики лодки мкм:

  • Максимальная длина – 4,1 м.
  • Максимальная ширина – 1,52 м.
  • Высота борта на миделе – 0,57 м.
  • Угол килеватости на транце – 70, на миделе –20.
  • Допустимая мощность подвесного мотора – 25 л. с.
  • Сухой вес – 157 кг.
  • Грузоподъемность – 400 кг.
  • Максимальное количество пассажиров – 4.
  • Тип лодки – гребная, моторная.
  • Встроенный мотор – нет.
  • Технология соединения деталей – клепка.
  • Материал – металл – дюралюминий.

Это клепаная дюралевая конструкция из сплава марки Д16ФТ. Часть деталей – алюминиевая смесь с добавлением магния АМг5М. Используются в комплектации и дюралюминиевые профиля.

Весомый недостаток судна – низко установленные скулы, из-за которых все брызги воды летят внутрь лодки и на пассажиров. Бывалые рыбаки решили проблему, придумав вмонтировать возле бортов заборники-брызгоотражатели.

Форма днища – плоская, килеватая. Толщина обшивки палубы, днища – 1 мм. Объем форпика – 168 л. Под кормовой банкой находится 90 л полностью герметичный ящик. Он и форпик – гарантия непотопляемости судна.

Блоки плавучести установлены под кормовым диваном, форпиком. Моторный отсек отделяется от кокпита непромокаемыми переборниками. Смешанная система набора – 6 шпангоутов, по днищу проходят стрингеры продольной формы.

Отсек закрывается металлическими крышками. Свободное место в нем можно использовать для укладки подвесного мотора. Кормовые борта сходятся кверху.

Ярославская лодка имеет и важное преимущество – повышенная устойчивость судна в неподвижном состоянии, что делает ее удобной для эксплуатации

Технические характеристики “МКМ”

  • Длина, см:  410
  • Ширина, см:  152
  • Высота борта, см:  57
  • Количество пассажиров, чел:  4
  • Угол внешней килеватости днища у транца, град:  2.00
  • Сухой вес, кг:  157
  • Водоизмещение, л:  400
  • Тип лодки:  Гребные Моторные
  • Страна происхождения:  Россия (СССР)
  • Встроенный двигатель:  нет
  • Материал корпуса: Металл
  • Производитель:  Ярославский судостроительный завод
  • Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.: 15.

Эксплуатация рассматриваемого судна допускается при высоте волны не более 250 миллиметров, что существенно ограничивает места его использования. Оптимальным силовым агрегатом является мотор мощностью от 12 до 18 лошадиных сил. Большинство пользователей и специалистов сходятся во мнении, что размеры лодки МКМ в сочетании с низким мореходным показателем делают ее конструкцию крайне неудачной. Однако для стояночной рыбалки и прогулок на малые расстояния судно вполне пригодно.

Доработка и ремонт лодок “МКМ”

Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы. Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока – на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой.

Стрингеры осаживаются заподлицо с новой плоскостью днища, приклепываются на место части транца. Комплект временно собирается на болты, к нему прижимаются листы обшивки с контролем обводов днища. Для этого подойдет полутораметровая рейка или металлическая линейка.

По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.

Второй способ тюнинга лодки”МКМ”

Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.

Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.

Полезные советы

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану)

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.

Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.

Обновление от 19.06.2017

Удивительно, но в интернет сообществе люди-лодочники продолжают обсуждать данную тему. Некоторые твердо придерживаются мнения, что если с фактически установленным мотором лодка весит меньше 200 кг, то она регистрации не подлежит. А точка зрения ГИМС, которая, ссылаясь на вышеупомянутый ГОСТ, считает массу не установленного, а наиболее тяжелого мотора, по их мнению, глубоко ошибочна, т.к. противоречит ст. 16 КВВТ, и «в любом суде» это можно доказать.

Тем кто намерен попробовать свои силы в судебном споре с ГИМС по данному поводу я советую прочитать судебное решение в списке документов ниже. Там судья в мотивировочной части судебного решения как раз ссылается (в том числе) на ГОСТ 8666-2012.

Семь футов!

Документы по теме

  1. ПИСЬМО МЧС РФ от 4 февраля 2020 г. N 29/1-3-153 для подразделений ГИМС МЧС с разъяснениями о том, как считать массу маломерного судна.
  2. ГОСТ Р ИСО 8666-2012. Суда малые. Основные данные.
  3. Ответ МЧС РФ на моё обращение с вопросом по поводу подсчета массы маломерного судна:
  4. Решение по делу 12-288/2016 Зеленодольского городского суда Республики Татарстан.

Описание и технические характеристики

Моторная лодка МКМ имеет следующие эксплуатационные параметры:

  • длину – 4,2м;
  • ширину – 1,5м;
  • высоту борта – 0,45-0,58м (на транце и миделе);
  • килеватость — 20-70 (на миделе и транце);
  • полную массу – 150 кг;
  • вместимость пассажиров – 4 чел.

На борту допустима перевозка груза весом до 400 кг, мощность двигателя не должна превышать 25л.с.

Внешний вид

Острые обводы корпуса позволяют катеру легко переходить в режим глиссирования и смягчают силу ударов о воду. Жестко зафиксированное лобовое стекло может задевать за опущенные в воду ветви деревьев, мешать проходу под навесными мостами, создавать другие помехи во время охоты или рыбалки.

Эксплуатация лодки допустима при высоте волны, не превышающей 30 см. При выходе в морские заливы и другие обширные водяные пространства не рекомендуется удаляться от береговой линии дальше 1000м.

Особенности конструкции

Корпус лодки собран из дюралюминиевых элементов, соединенных при помощи клепки. Головкам крепежа придана обтекаемая форма для снижения сопротивления при движении. Толщина металла на палубе и днище составляет 1,5 мм, на бортах – 1 мм. Герметичная переборка разделяет кокпит и отсек для размещения двигателя, при необходимости закрывающийся на замок. Для крепления подвесного мотора предусмотрен специальный вырез.

Непотопляемость обеспечивается обустроенными в передней и задней части судна герметизированными секциями объемом 90 и 168л. Сухое багажное отделение, расположенное в пространстве между шпангоутами на носу лодки и под палубой оборудовано запорным механизмом. Пара сидений спереди снабжена механизмом для откидывания спинок, сзади находятся поперечные расположенные банки.

Схематичное изображение лодки показано на следующем чертеже:

Таблица скоростей лодки МКМ

Скорость движения катера с некоторыми видами моторов показана в следующей таблице:

Управление лодкой на высоких скоростях требует опыта и умения, поэтому не стоит двигаться быстрее 35 км/ч. С мотором мощностью в 25л.с. катер выходит в режим глиссирования даже с грузом в 400 кг. Установка более мощного двигателя приводит к растрескиванию транца, не рассчитанного на такие нагрузки.

Обитаемость

Для снижения стоимости катера тент из комплектации убрали, а зря. Вода, перекатываясь через нос и ветровое стекло, заливает кокпит. Если удается избежать такой ситуации, все равно водитель у румпеля получает свою порцию брызг. Поэтому при приобретении данного плавсредства желательно приобрести либо пошить тент. Астраханка устойчива, однако посадка пассажиров при отсутствии пирса затруднена, так как им приходится проходить с палубы через ветровое стекло с деревянными сидениями банок. Легко поскользнуться, получить травму. Это лечится путем установки калитки на ветрозащиту.

Жилое пространство просторное. Сняв банки, можно втроем ночевать в спальниках. Однако стоит помнить о том, что Харьковчанка не любит гребней более 25 см. Если для водоема характерна быстрая смена погоды, лучше не рисковать. Для рыбалки Астраханки очень удобны, потому что внутри достаточно места, просторно. Нет элементов, за которые цепляются снасти. Можно опираться на борт без опасения оверкиля. При большом улове это незаменимое качество.

Два вместительных рундука обеспечивают защиту багажа от влаги. Так как они запираются, при транспортировке на прицепе можно судно не разгружать. Это сокращает время спуска, доставки в гараж после отдыха. Причем багажники вместительные, позволяют взять с собой все необходимые снасти ,средства индивидуальной защиты и т.д. без потери полезного пространства на кокпите. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Это удобно во время рыбалки, потому что пассажиры могут быстро разворачиваться и управлять снастями. Очищать винт от водорослей сложно из-за того, что кормовой воздушный отсек имеет недостаточный объем,  корма проседает при попытке дотянуться до лопастей.

Оборудование и комплектация

“1”, “2”

Прог продавался в комплектации, необходимой покупателю. К базовому набору, по желанию, можно было добавить дополнительное оборудование.

Основной комплект:

  • Две банки-трансформера, каждая с двумя спинками
  • Ветрозащитный козырек в металлической оправе с ходовыми огнями
  • 5 алюминиевых рым-уток
  • Непотопляемая весельная пара
  • Слани

Что клиент имел возможность заказать дополнительно? Тент, мягкие подушки на сиденья, ДУ, раскладной столик и колеса на кронштейнах с дышлом.

“2М”, “3М”

Интересной особенностью было то, что покупатель “2М” или “3М” имел возможность выбирать из двух комплектов, учитывающих разные цели приобретения: базовый и комфортабельный. В документации они называются Тип 1 и Тип 2.

В первую комплектацию в покупку входили следующие предметы:

  • корпус с неснимающимся оборудованием
  • козырек, сигнальные огни и крепеж
  • тент с креплением
  • 2 весла
  • черпак
  • ДУ моторкой
  • ДУ мотором
  • слани
  • аптечка ремонтная
  • линь
  • документы

Вторая была снабжена дополнительно: 5 мягкими сиденьями, двумя специальными колесами на стойках и водилом.

“4”-«4л»

В комплектность четверки входили предметы, которые ранее докупались отдельно. Были включены съемные мягкие сиденья, тент, ДУ. Модель с буквой “Л” имела рубку из легкого сплава.

Подробный обзор

Если смотреть на лодку МКМ, фото позволяют выделить довольно продуманную форму корпуса, отлично помогает в работе стандартное заводское стекло

При покупке лодки обязательно обращайте внимание на ее качество и сборку, сегодня в магазинах предлагается огромное количество бракованных или поддельных моделей

Заметным недостатком лодки МКМ можно считать днище с плоской килеватостью, показатель которой составлял всего 2 градуса. Ввиду этого устойчивость лодки была недостаточной для некоторых действий на воде. Также про лодку МКМ отзывы говорят, что производитель плохо продумал скулы, которые расположились недостаточно высоко.

Чтобы решить такую проблему может потребоваться установка дополнительных заборников, они отражают брызги и позволяют увереннее эксплуатировать лодку.

Изначально на заводе лодку разрабатывали для простых целей, поэтому на ней лучше передвигаться на малых реках и озерах

Для больших водоемов использовать с осторожностью и отдаляться от берега максимум на 1000 метров

Перед использованием важно понимать, что МКМ нужно эксплуатировать на высоте волны до 30 см. В противном случае процедура будет небезопасной, поэтому на лодке нельзя выходить в море или большой водоем

Но недостатки на этом заканчиваются, лодка действительно стоит внимания и пользуется спросом. В стоящем положении владельцы отмечают отличную устойчивость. Например, для рыбаков это важный показатель. Для лучшей плавучести блоки на лодке решили расположить в двух местах.

Так же интересно: Моторные катера российского производства

Доработка лодки

Многие владельцы за годы эксплуатации научились проводить самостоятельный ремонт и доработку лодок МКМ. В изначальном варианте предлагается чрезмерный отгиб донной части, и чтобы избавиться от этого можно следующими действиями:

  1. Удаляем заклепочные швы, которые фиксируют саму обшивку, борты и стрингеры.
  2. Далее транцевую часть и отогнутый элемент нужно обрезать на 8 мм, а имеющуюся часть перегородки для моторного отсека отрезаем на 3 мм.
  3. Аналогично можно укоротить кромки бортовых пластин, именно те, которые взаимодействую со скулой.
  4. На некоторое время можно собрать данный комплект на болты, к комплекту нужно прижать листы обшивки. Специалисты рекомендуют использовать металлическую линейку.
  5. Обязательно нужно расширить гнезда для заклепок до показателя 4,2 мм.
  6. Укладывается уплотнительная лента и фиксируются швы, обязательно новыми заклепками.

Преимущества и недостатки

Моторные лодки имеют широкую популярность во всем мире, что обусловлено их достоинствами:

  • Относительно небольшая стоимость по сравнения с другими видами маломерных судов (катера, яхты);
  • Простая конструкция и несложное управление, что позволяет эксплуатировать моторную лодку людям, не имеющим специального образования;
  • Возможность хранения моторной лодки на берегу, а не на плаву у пирса, что продлевает срок службы лодки (лёгкий и прочный корпус не сминается о грунт и позволяет вытаскивать лодку на берег усилиями двух человек);
  • Возможность выбора и быстрой замены подвесного мотора;
  • Дорогостоящий мотор можно снять и хранить в надёжном месте;
  • Относительно высокая скорость хода;
  • Возможность безопасной стоянки у неподготовленного берега;
  • Возможность перевозки на легковом автомобиле (на специальном прицепе).

Недостатки моторных лодок:

  • Малая грузоподъёмность, небольшой объём обитаемой зоны;
  • Невысокие мореходные качества;
  • Худшая экономичность подвесных двигателей по сравнению со стационарными, устанавливаемыми на катерах.

Непотопляемость

Запас плавучести обеспечивается за счет воздушных герметичных отсеков общим объемом 258 литров  (90 на носу, 169 на корме). В отличие от пенопласта воздушные камеры не боятся бензина, не подмокают. В то же время в случае пробоя они не способны выполнять свою функцию. Толщина дна и палубы 1,5 мм. Поэтому  стирание киля ей не страшно. Катер крепкий, выносливый. Согласно характеристикам лодки МКМ плавсредство должно оставаться в горизонтальном положении при заполнении, обеспечить безопасность четырем пассажирам на плаву, держащихся за катер.

Статическая остойчивость высокая. Можно спокойно садиться, становиться в полный рост на борт без опасения крена. Одна из редких конструкций, позволяющая рыбачить с носовой палубы. Вместе с тем продольная остойчивость желает оставлять лучшего. В 1967 г. были произведены первые испытания при высоте гребней 30-50 см показали, что с ПМ “Москва” и командой из 4 человек.

Надводная часть, м
НагрузкаВодоизмещение, кгНосМиндельКормаОсадка, м
Пустая, с ПМ, топливом2000,510,470,360,12
4 человека5400,40,40,320,19
5 человека6250,380,380,30,21

Надводная   части корпуса  выступала на 25 см от верхней кромки выреза под двс при полной загрузке на  спокойной воде. Чтобы снизить риски было принято решение установить водонепроницаемую переборку моторного отсека. Однако эта мера не давала должных результатов. На помощь пришел автоматический шпигат. Остойчивость оказалась на высоком уровне. Это доказали практические испытания. Трое пассажиров из четырех садились на край палубы. При этом его надводная часть поднималась над водяной гладью на 20 см. Если один человек вставал на борт, заливания, опрокидывания не наблюдалось.

Продольная остойчивость измерялась на Вихре весом 47 кг. При его установке двое пассажиров вставали в моторный отсек. В результате до воды от верхней кромки выреза транца было 10 см. Непотопляемость была проверена через затопление с заменой ПМ, вместо которого была использована стальная плита массой 60 кг. Корма была под водой, на поверхности оставался форштевень выдававшийся на 20 см. Если балласт перемещался к боковой стороне кормы, сохранялась положительная остойчивость без крена.

Объема воздуха в отсеках было достаточно для удержания одного человека, когда он стоял на палубе. При высоте надводного борта  6 см. Благодаря приведенным характеристикам лодки ее часто использовали спасательные станции (при извлечении человека из водоема  судно сохраняло равновесие, гарантировало безопасность экипажа).

https://www.youtube.com/watch?v=rM6pvvNaceUVideo can’t be loaded: Лодка МКМ под Yamaha 15 (https://www.youtube.com/watch?v=rM6pvvNaceU)

Описание

Выпуск этой модели начался в 60-х годах прошлого столетия. В качестве образца служила лодка МК29, от которой было взято немало различных деталей и особенностей. Толчком к изготовлению послужило устаревание лодок модели «Казанка», по причине того, что на их борту нельзя было разместить двигатель большей мощности, чем 12 л.с.

Несмотря на все технические усовершенствования, переход на более мощный мотор принес свои трудности. Одним из них является перемещение по не спокойной водной поверхности. Не рекомендуется использовать лодку МКМ при сильном волнении воды, потому как после ударов волн в носовую часть, вода будет заливаться в кокпит. В результате этого пассажиры окажутся в не самых комфортных условиях.

Корпус

Основа судна состоит из дюралюминия. Максимальная толщина не превышает 1 мм. Крепления корпуса исполнены в виде заклепок. Днище тоже не лишено недостатков, потому как имеет плохую килеватость, всего 2Со, что в свою очередь отражается на ее устойчивости. Скулы лодки расположены очень низко и это лишает ее защищенности от брызг. Находятся, конечно, умельцы, которые решают эту проблему самостоятельно, путем наращивания дополнительных заборников.

Мореходные качества

Движение лодки МКМ ограничивают высокие волны на поверхности воды. Но если показатели высоты не превышают 30-ти сантиметров, то волны вполне преодолимы транспортом и не представляют особых проблем. Такое ограничение сокращает количество дней в году, в которые есть возможность выйти на воду.

Именно эти показатели ограничивают использование данного судна. Но если применять ее в небольших водоемах, в около прибрежных зонах или во время стояночной рыбалки, то лодка МКМ может не плохо послужить. К тому же она хорошо ведет себя на небольших речушках.

Дайвинг на Волге. Поднял алюминиевую лодку МКМ. diving

Моторная лодка «МКМ»

Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ», спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л.с.

В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» — единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мото- лодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.

Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора — штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы — 1 мм. Система набора — смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками.

На стоянке в моторный отсек может быть уложен подвесной мотор и отсек закрыт сверху металлическими крышками. Форпик объемом 168 л вместе с 90-литровым герметичным ящиком под кормовой банкой обеспечивает непотопляемость лодки.

Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке.

Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца “МКМ” зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу.

Для устранения этих недостатков консультантами журнала “Катера и Яхты” была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодкм “МКМ”, однако дальше опытных образцов дело не пошло.

Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.

В целом «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у “Казанки”. Кроме того, «МКМ» не обладает никакой “изюминкой”, т.е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.

Способы модернизации ярославки своими руками

Если приложить немного усилий и терпения, то исправить заводские недоработки можно и в домашних условиях. Рассмотрим основные из них.

Устраняем отгиб донной части лодки

Последовательность этапов следующая:

  1. Расформируем борты по скулам, заклепочные швы на днище, стрингеры с килем. Делаем это по направлению от транца к второму шпангауту, что на корме.
  2. Выполняем обрезку нижнего края транца на 8 мм и 3 мм перегородки моторного блока.
  3. В такой же способ сокращаем кромки пластин на борту.
  4. Стрингеры нужно установить на новое днище, приклепать на место недостающей части транца.
  5. Конструкция собирается с помощью болтового крепления. Вплотную прижимаются листы обшивки.
  6. При этом следует осуществлять контроль над обводами днища металлической линейкой. Если такой не найдется, подойдет и рейка длиной 1,5 м.
  7. Гнезда под заклепку расширяются до 4,2 мм в диаметре. В них укладывается уплотнительная лента. Швы заделывается новыми заклепками.
  8. По размерам подгоняются профиль киля, скуловые угольники.

Крепеж поперечного редана

В качестве материала рекомендуется лист дюрали толщиной до 1,5 мм. С помощью деревянного молотка деталям придается вогнутая форма. Листы обрабатываются грунтовкой, красятся. Поддерживающие планки лучше сделать из дуба, акации или других твердых пород.

Важно обеспечить плотное прилегание редана к обшивке, в частности его носовой кромки. Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки

Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем

Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки. Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем.

Транцевые плиты

Можно изготовить в дополнение к редану. Они позволят регулировать величину угла. Благодаря чему корректируется нагрузка между реданом и плитами и достигается оптимальный дифферент.

Скуловые отбойники

Станут защитой от брызг воды. Основой могут стать легкие сплавы металлов, из которых вырезается полоса. На корпусе монтируется дюралевым уголком. Крепятся на обоих бортах под углом 100 и в 2 м от фортштевня.

Основные данные мотолодки «МКМ»
Длина наибольшая, м4,10
Ширина наибольшая, м1,52
Высота борта на миделе, м0,57
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг150
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Допустимая мощность ПМ, л. с.25
Скорость под мотором 25 л. с. с полной нагрузкой, км/ч32

Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ»

, спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л. с. В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» — единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мотолодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий