Лодочные моторы

Тип мотора

Какой лодочный мотор лучше? Этот вопрос задают владельцы надувных лодок, которые приобрели плавсредство недавно. В продаже представлен большой выбор двигателей. Однако выбирать их нужно правильно.

Стоит отметить, что все моторы разделяются на бензиновые и электрические. Первый вариант сегодня приобретают чаще. Это объясняется высокой мощностью агрегата. Однако и у электрических двигателей есть масса бесспорных преимуществ. Это относительно небольшие и легкие моторы

Они экологичны, работают бесшумно (что немаловажно для рыбаков), просты в эксплуатации и обслуживании. При этом затраты на электрическую энергию будут меньше, чем при использовании бензина

Недостатком электрического мотора является малая мощность. Максимально этот показатель достигает 10 л. с. При этом запас хода зависит от аккумуляторной емкости. Поэтому подобные моторы обычно приобретают для небольших лодок. Для таких двигателей применяют специальные тяговые аккумуляторы. Они не боятся глубокой разрядки. Такие батареи способны обеспечить мотор током в течение длительного времени.

Обычные стартерные аккумуляторы способны обеспечить систему электричеством лишь на короткое время. Хоть подобные батареи стоят дешевле, для лодочных моторов они не подходят.

Какие лодочные моторы самые лучшие? Многие рыбаки сходятся во мнении, что это бензиновые двигатели. Это справедливо, если лодка довольно крупная. Однако и для маленьких плавательных средств довольно часто приобретают подобные агрегаты. Моторы могут быть двух- или четырехтактными. Первый из названных вариантов встречается в продаже чаще.

Двухтактные моторы обладают простой конструкцией. Они быстро набирают обороты. Вес и габариты двигателей этой категории меньше, чем у четырехтактных агрегатов. В обслуживании двухтактные двигатели проще. При этом стоимость их на порядок ниже. Недостатком подобных моторов является большой расход бензина, часто требуется доливка масла. При работе они создают большой шум и вибрацию, что может негативно отразиться на процессе ловли. Выхлопы токсичные.

Четырехтактные моторы обладают более сложной, совершенной конструкцией. Стоимость их на порядок выше. Это моторы с большим ресурсом работы, которые потребляют меньше топлива. Ход лодки при использовании этого агрегата плавный. Четырехтактники создают меньше шума и вибрации. По этому показателю их превосходят только электрические моторы. Выхлопы у таких двигателей более чистые, не требуется постоянный контроль уровня масла. Однако четырехтактные моторы обладают большими габаритами и весом. Поэтому их применяют для больших плавательных средств.

Лучшие электрические лодочные моторы

Основное отличие электромоторов от тех, что были описаны выше – бесшумная работа, что столь ценится во время рыболовли и активного отдыха. Их специфика работы позволяет буквально подкрадываться к рыбе, маневрировать в разных видах водоемов. Кроме того нет надобности тратиться на топливо, наряду с экономичностью агрегаты просты в эксплуатации. Какой из представленных товаров лучший? В этом поможет разобрать рейтинг 2019 года и представленные в нем номинанты.

Minn Kota Endura C2 30

Несмотря на то, что производитель делал ставку на компактность, технические характеристики и возможности позволяют передвигаться резиновым лодками и судам по воде в приемлемой скорости. Мотор при разгоне более 5 км/ч будет потреблять около 30 ампер тока. Коробка передач предлагает 5 скоростей, а двухлопастный винт поможет в передвижении по местам, заросшими травой. Аккумуляторная батарея в Minn Kota Endura C2 30 предусматривает емкость в 100 Ач.

Достоинства

  • Отсутствие выхлопа;
  • Бесшумная тихая работа;
  • Компактный вес и габариты;
  • Недорогой;
  • Качественная сборка.

Недостатки

  • Небольшой разгон скорости;
  • Необходимость размещения аккумулятора.

Подобные агрегаты пока только находятся на стадии разработки и выпуска в продажу, но эта модель уже успела зарекомендовать себя с хорошей стороны. Весомые на то причины – положительные отзывы о приемлемой работоспособности, недорогой цене, тихой работе и экологичности.

Watersnake Asp T24

Еще один недорогой электромотор для судна с транцевым креплением. К основным техническим характеристикам и возможностям стоит отнести тягу в 24 фунта, стальную штангу длиной в 60 см, две скорости передач вперед и назад, румпельный тип управления. Это легкий и компактный мотор, которым можно снарядить 1-2 местную лодку длиной до 3,5 м. Благодаря маленькому стальному винту с лопастями, судно легко справится с травянистой местностью водоема.

Достоинства

  • Легкость транспортировки;
  • Простота в управлении;
  • Низкая цена;
  • Экологичность и экономичность;
  • 7 положений угла наклона при установке.

Недостатки

  • Нет индикатора о зарядке аккумулятора;
  • Предназначен только для пресной воды.

Таким агрегатом можно снарядить небольшую лодку для рыбака-любителя, который будет прогуливаться по мелким пресноводным водоемам. Периодически его нужно очищать от водорослей, для этого потребуется сноровка.

Greenworks G40TM55

Хороший электродвигатель за небольшую стоимость для суден предлагает американский бренд. Его мощность составляет 25 Вт, напряжение аккумулятора достигает 40 В. Скромные возможности позволяют передвигаться по воде на расстояние до 4.6 км, при этом максимальный разгон может быть 4.83 км/ч. Автономная работа наблюдается в течение 22 минут, тяга достигает отметки 25 кг. Весь контроль над функционированием выполняется при помощи румпеля, есть ручной способ подъема и регулировки наклона мотора во время установки.

Достоинства

  • Невысокий уровень шума;
  • Небольшой размер и масса;
  • Низкая цена;
  • Быстрый запуск;
  • Отсутствие выхлопов.

Недостатки

Заряда хватает на 20 минут.

Устанавливать такой агрегат можно на небольшое судно для любительской рыбалки и прогулок по воде. Благодаря тому, что мотор не издает шума и вибраций, можно охотиться на разные виды рыб, включая и крупных хищных представителей.

Intex 68631

Такой агрегат можно устанавливать только на навесной транец лодок, как правило, он приобретается отдельно. К мотору дополнительно пристроен счетчик уровня заряда, чтобы своевременно отправлять аккумулятор на питание. Также он показывает регулируемую глубину погружения судна в воду. Для удобного управления есть специальный румпель, который принимает любое наклонное положение. Мотор работает на 8 скоростях, среди них 3 для заднего хода, 5 для переднего. Мощность составляет 480 Вт, напряжение 12 В.

Достоинства

  • 8 скоростей для комфортного передвижения;
  • Датчик с информацией;
  • 2-х лопастный гребной винт для продвижения без преград;
  • Небольшой вес;
  • Система воздушного охлаждения.

Недостатки

  • Батарею нужно покупать отдельно;
  • Подходит только 12-вольтовая батарея для судна.

В среднем такой агрегат сможет управлять лодкой весом до 600 кг, идеально сочетается с судном этого же производителя – Intex Challenger-3. При небольшой массе, скромной мощности работы в управлении представлено 8 режимов передачи скоростей.

Лошадиные силы в двигателе

Чтобы знать, какой мощности выбрать лодочный мотор, нужно примерно определить размер лодки и сколько человек в ней будет находиться. Для одного человека будет достаточно 6 л.с. Это же справедливо для недалёких заплывов, которые обычно делают рыбаки при выходе на речку или озеро.

Чтобы иметь возможность взять пассажиров и немного груза на борт, необходима средняя мощность как минимум в 10 л. с. Такая тяга позволит быстро набирать скорость и брать с собой несколько килограмм полезного багажа.

Если катер или лодка железная, то необходим двигатель с мощностью не менее 25 л. с., это позволит развивать хорошую скорость на таких устройствах и брать несколько пассажиров одновременно.

Исходя из мощностных характеристик, можно примерно понять, как правильно выбрать лодочный мотор. Если же ошибиться и на маленькую лодку установить мотор большой мощности, то может повыситься угроза опрокидывания во время совершения манёвра на лодке. Весовые показатели лодки должны сочетаться с количеством лошадиных сил в моторе.

3 Mercury ME 9. 9 MLH

Относительно свежая модель лодочного мотора Mercury ME 9.9 уже успела завоевать доверие опытных рыбаков, и продолжает набирать популярность благодаря лучшим эксплуатационным характеристикам и надежности. Этот четырехтакник, предназначенный для стандартного транца высотой не более 42 см, отличается простотой управления и оснащен дополнительными кнопками для подкачки топлива и остановки мотора. Владельцы также отмечают экономичный расход топлива, что в сочетании с 12 л. баком позволяет максимально продолжительное время находиться на воде. Большинство пользователей по достоинству оценили наличие мультирумпеля.

Авторы отзывов, которые прошли с этим мотором не одну сотню километров по водной глади, характеризуют его как надежный и мощный. Он уверенно тянет лодку, на борту которой два человека и необходимый инвентарь, и спокойно выходит на глиссер.

Сравнительная характеристика

   
Сравнивая два данных типа по удельной мощности, следует понимать разницу в технологиях. Четырехтактные продолжают совершенствоваться производителями, в то время, как двухтактные стали практически классикой, не подвергающейся модернизации. На сегодняшний день 4-х тактный лодочный мотор имеет большие габариты и, соответственно, большую массу. Он весит в полтора раза больше двухтактного при аналогичной номинальной мощности. Той категории потребителей, для которой вес не столь важен, остается лишь оценить преимущества нового типа: тишину, экологичность и уменьшенный расход.

   
Опытные рыбаки утверждают, что двухтактные моторы гораздо проще в эксплуатации. Их долговечность обеспечивается тем, чем обычно и так славен наш народ – многое можно починить самому, не обращаясь в мастерскую. Это не только напрямую сэкономит время и деньги, но и не потребует решения вопросов с транспортировкой двигателя туда и обратно. Если же рыболов не хочет полагаться только лишь на свои силы, все равно проще отправиться не в отдаленный специализированный сервис, а обратиться к мастерам на ближайшей лодочной станции. Чинить двухтактные моторы им также привычно, как квадроциклы и водные скутеры. Даже на маленьких автомобильных СТО их берутся ремонтировать наряду с мотоциклами и мопедами.

   
Итак, соберем все вышесказанное воедино.

   
1) Основные плюсы двухтактных моторов:

малый вес;
хорошие удельные показатели;
надежность, обеспеченная простотой;
умеренная цена;
простота в ремонте.

   
2) Основные плюсы четырехтактных моторов:

низкий уровень шума;
использование новых технологий;
малый удельный расход топлива;
экологичность работы.

   
Справедливости ради, отдельно укажем: 2-х тактные лодочные моторы уже несколько лет запрещены на западе, прежде всего, в странах Европы. Но не следует бояться, что сделано это из соображений безопасности – нет, все дело в их низкой экологичности. А европейские страны сейчас развернули активную борьбу за чистое небо, чистый воздух и чистые водоемы. С технической точки зрения, различия в выдаваемом уровне загрязнения между двух- и четырехтактным двигателями составляют всего пару процентов, но в отечественных реалиях этот разрыв может увеличиваться до 20%. Связано это с тем, что моторы нового поколения имеют встроенные механизмы регулирования выбросов, в то время, как двухтактная классика должна управляться исключительно человеком. В итоге получается так, что потенциал у обеих технологий велик одинаково, а по факту человеческое нежелание обучаться новой манере обращения с лодочным мотором приводит к загрязнению окружающей среды.

   
Таким образом, сегодня 4-х тактные лодочные моторы в глазах широкой общественности выглядят более привлекательно, хотя окончательный выбор всегда остается за покупателем.

Рейтинг популярных лодочных моторов с ценами

Среди всех производителей лодочных моторов лучше всех себя зарекомендовали марки:

  • Honda;
  • Suzuki;
  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Tohatsu.

При сравнении 15-сильных двигателей лучшие показатели по всем параметрам показала Хонда,немногим ей уступают двигатели Suzuki и Mercury. Но среди всех моделей Honda BF-15 оказалась и самой дорогой (около 150 000 рублей).

Средние цены на другие марки 15 сильных двигателей:

  • Suzuki DF-15 – около 130 тыс.руб.;
  • Tohatsu M15D2 S –95 тыс. руб.;
  • Mercury 15m – 95 тыс.руб.;
  • Yamaha 15FMHS– 100 тыс.руб.

Ямаха

Компания YAMAHA MOTOR является крупнейшим мировым производителем моторов для лодок. Она выпускает двигатели разной мощности начиная с 2 л.с. и заканчивая 250 л.с. Компания дает гарантию 2 года на всю выпускаемую продукцию.

Сузуки

Лодочные моторы фирмы Suzuki отличаются великолепными эксплуатационными характеристиками и надежным качеством. Компания пользуется самыми современными технологиями в разработке своей продукции. Наиболее популярными стали модели лодочных моторов мощностью от 9,9 и до 40 л.с.

Тохатсу

Фирма Tohatsu на рынке бензиновых двигателей существует с 1922 года, первый лодочный мотор корпорация выпустила в 1956 году. Продукция компании отличается безупречным качеством. Моторы Tohatsu по праву считаются одними из самых экологически чистых в мире.

Меркурий

Американская корпорация MercuryMarine удерживает ведущие позиции в области производства лодочных моторов. Двигатели Mercury бесшумны, экономичны и легки в управлении. Продукция компании соответствует всем требованиям мировых стандартов.

Тип бензинового двигателя

Важным параметром при выборе мотора является принцип его работы. Это может быть двухтактный тип или четырехтактный. И тот и другой вид имеет свои достоинства и недостатки. Ценовая политика по этим двум видам практически сравнялась, вопрос стоит лишь в характеристиках этих двигателей.

Двухтактный двигатель является более производительным, удельный вес его немного меньше чем у четырехтактного типа. Также конструкция его намного проще, и высокая ремонтопригодность. Если случится поломка во время движения, то при наличии запчастей можно выполнить восстановительные работы прямо на месте. В случае четырехтактного варианта ремонт будет проблематичный за счёт сложной конструкции. Поэтому, если эти характеристики являются определяющими, то следует отдать предпочтение двухтактному мотору.

Лучшие двухтактные двигатели мощностью 5 л.с.

Более широким спросом среди рыбаков и охотников – любителей пользуются лодочные двигатели невысокой мощности – до 5 л.с. Они просты в эксплуатации; небольшой вес позволяет переносить их без привлечения сторонней помощи; экономны в расходе топлива и имеют сравнительно невысокую стоимость, что является немаловажным фактором при выборе. Среди двухтактных моторов этой мощности наиболее популярны:

Самый надежный лодочный двигатель

Одноцилиндровый YAMAHA 5CMH заводится с пол-оборота и быстро развивает предельную скорость.

Достоинства:

  • Экономный расход бензина;
  • Отличная динамика и приемистость;
  • Встроенный топливный бак – объем 2,8 л.;
  • Выносной бензобак – объем 12 л.;
  • Высококачественный трехлопастный винт;
  • Три передачи: передняя, задняя, нейтрал;
  • Возможность заднего хода без разворота;
  • Ровная работа двигателя на любых оборотах;
  • Регулировка оборотов мотора – румпель;
  • Отличный ручной запуск;
  • Японское качество сборки;
  • Надежность в поездках на дальние расстояния.

Минусы:

Высокая цена.

Эта модель пользуется огромной популярностью у дальневосточников, как самая надежная в тяжелых климатических условиях.

Надежный двигатель с отличной динамикой

TOHATSU M 5B DS – еще один «японец», отличающийся надежностью конструкции при небольшом весе.

Достоинства:

  • Экономный расход горючего;
  • Встроенный масляный бак;
  • Система передачи имеет три позиции: нейтрал, вперед, назад;
  • Карбюратор усовершенствованной модели;
  • Электронное зажигание;
  • Легкий запуск при любой погоде;
  • Шесть позиций наклона корпуса двигателя – возможность использовать его даже в мелких водоемах;
  • Специальная встроенная система регулировки угла наклона и подъема двигателя;
  • Высокопрочный алюминиевый корпус с антикоррозийным покрытием;
  • Разумное соотношение цены и качества.

Недостатки:

  • Требования к топливу (бензин Аи – 92);
  • Неравномерная работа двигателя при прогреве и запуске.

Оптимальный бюджетный вариант для любителя рыбной ловли в любых водоемах.

Самый легкий двухтактный двигатель

MERCURY 5М – детище американского производителя (компания «Mercury Marine»).

Достоинства:

  • Небольшой вес – 20 кг;
  • Ручная система старта;
  • Румпельное управление;
  • Встроенный бак для масла – объем 2,5 л.;
  • Оснащен внешним топливным баком – 12 л;
  • Мотор крепится посредством транцевой струбцины;
  • Выхлопная система – через ступицу винта. Минимальный уровень шума;
  • Трансмиссия надежно защищена резиновым амортизатором;
  • Быстрый разгон;
  • Коррозийная стойкость деталей.

Недостатки:

Ручной подъем дейдвуда.

Пользуется большой популярностью благодаря внедряемым инновационным решениям.

Параметры выбора. На что обратить внимание, покупая подвесной лодочный мотор?

Учитывая разнообразие представленных в продаже моторов, различающихся между собой своими техническими характеристиками, необходимо определиться с типом лодки, на которую будет установлен движок, а также с его основными техническими характеристиками, оказывающими непосредственное влияние на функциональность.

Мощность лодочного мотора

Фактор, который необходимо рассматривать в самую первую очередь. Особенно в свете того, что в продаже можно встретить разноплановые движки мощностью от 1-2 до 300-350 лошадиных сил.

  1. Компактные моторы мощностью от 1-2 до 5-6 лошадиных сил. Неплохой вариант для эксплуатации на небольших надувных и ПВХ – лодках во время рыбалки на небольших закрытых озерах и водохранилищах. Обеспечивают неспешное перемещение лодки на скорости до 10 километров в час.

  2. Лодочные моторы мощностью 5-15 лошадиных сил – отличный вариант для использования на 3-4 местных лодках с экипажем в 2-3 человека и полным арсеналом рыболовных снастей. Все моторы такого типа уже имеют двухцилиндровую конструкцию и позволяют развивать скорость до 30 километров в час. Расход топлива в среднем цикле –3-4 литров в час;

  3. Лодочные моторы мощностью свыше 20 лошадиных сил нужны далеко не каждому. Для ПВХ-лодки они являются излишними ввиду большого веса, з расхода топлива и собственной дороговизны. Устанавливают такие моторы на полноразмерные лодки и катера,  предназначенные для скоростного перемещения по акватории крупных рек и просторам водохранилищ;

На чем работает лодочный мотор?

Наиболее популярны и распространены двигатели, работающие на бензине. Высокая экономичность, высокий КПД, способность развивать значительную скорость – эти и многие другие преимущества объясняют их популярность.  Недостатками же является повышенная шумность, наличие выхлопных газов и необходимость следить за наличием технических жидкостей и их состоянием;

Двигатели, работающие на электротяге, в настоящее время завоевывают все большую популярность. В качестве источника питания используется аккумулятор, а потому проблемы, связанные с использованием бензина, системой смазки и сервисным обслуживанием отпадают сами собой. Второе преимущество – практически полная бесшумность. Есть у таких двигателей и недостатки – низкая скорость, относительно небольшой ресурс батареи, уменьшающийся вместе с падением температуры ниже нулевой отметки – одни из них.

Для того, чтобы нивелировать вышеописанные недостатки, многие рыболовы используют оба типа двигателей одновременно: для переходов на значительное расстояние используются бензомоторы, а при необходимости локальной смены точки ловли либо движения на невысокой скорости переходят на электротягу.

Конструкция монтажа двигателя

Как правило, все подвесные лодочные моторы предусматривают крепление к транцу – жесткому элементу конструкции, расположенному в задней части лодки. Крепится мотор к трацнцу при помощи конструкции, напоминающей традиционную струбцину, и имеет несколько степеней регулировки по углу подъема винта

Особенность является важной в случае, когда необходимо обойти отмель, коряжник либо заросший водорослями участок водоема. Электрический же лодочный мотор крепится к носовой части лодки с применением специального кронштейна.

Органы управления двигателем и их алгоритм

В плане органов управления современные подвесные лодочные моторы практически всегда делятся на два типа:

  1. Ручное управление, или румпель. Специальная рукоятка, при помощи которой можно изменять направление движения лодки, а также менять ее скорость;

  2. Ножная педаль – весьма удобный орган управления, при помощи которого можно изменять скорость движения лодки, не выпуская при этом снасть из рук. Недостатком его является отсутствие возможности изменения направления движения лодки;

Заключение

При выборе двигателя для моторной лодки следует принять к сведению, что есть несколько типов, которые в зависимости от своих конструктивных особенностей могут эффективно работать не на всех лодках. Прежде всего, нужно определиться с мощностью, которая необходима для того, чтобы двигатель работал в нормальном режиме. Также имеет большое значение дейдвудное устройство, которое определяет высоту погружения винта в воду. Для каждого типа лодки разработаны подходящие типоразмеры двигателей, которые обеспечивают правильную работу винта. Также следует учитывать тип управления двигателем, который может быть удалённым или непосредственным при помощи рычага на моторе.

Некоторые лодки могут переходить в движении на глиссирование. Такой режим достигается при большой скорости и позволяет уменьшить гидравлическое сопротивление, которое возникает при движении. Лодка во время такого режима приподнимается над водой и получает воздушную подушку. Для обеспечения такого эффекта нужен хороший запас мощности в двигателе. Поэтому перед покупкой мотора нужно учитывать, что нужно иметь небольшой перевес мощности. Также этот запас пригодится для тех ситуаций, когда лодка будет перегружена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий