Байдарка для туризма

 

Какие бывают байдарки

Существует много видов судов, различающихся по типу конструкции, материалам, количеству мест.  Можно воспользоваться прокатом байдарок в Минске и оценить разные модели, а ниже мы опишем какие у них есть плюсы и минусы. 

Разборная

Такой транспорт состоит из комплекта металлических деталей и особой ткани, которая натягивается на собранный каркас. Нередко вместе с разборными конструкциями поставляются надувные баллоны, обеспечивающие устойчивость на воде. Для хранения и переноски всех элементов предусматривается мешок.

Неразборная

Цельные модели создаются из полимерных материалов по типу пластика или полиэтилена. Неразборная конструкция способна быстро передвигаться по воде, и чаще всего рассчитана на одного человека. Обычно применяется в спортивных состязаниях.

Каркасная

Каркасное судно

Байдарка имеет жесткий каркас, изготовленный из дерева или металла. Сверху натягивается оболочка из ПВХ или иного материала, устойчивого к воздействию влаги. Каркасные плавсредства характеризуются быстроходностью, низкой осадкой и надежностью. Но конструкция довольно большая, что вызывает определенные сложности с транспортировкой. К тому же для быстрой сборки нужно иметь некоторые навыки.

Надувная

Сейчас в продаже можно увидеть двухслойные и однослойные надувные модели. Поддержка на воде обеспечивается специальными баллонами, в которые закачивается воздух. Каркаса внутри не предусмотрено. Модели отличаются легкостью, устойчивостью и неплохой управляемостью на воде. Однако при сильных волнах их лучше не использовать, так как небольшой вес обуславливает возможность перевернуться.

Каркасно-надувная

Байдарки, называемые каркасно-надувными, лучше всего подойдут для походов. Она крайне устойчива на воде, хорошо двигается по мелководью и ее практически невозможно потопить. Но наличие надувных баллонов скрадывает пространство внутри лодки, а сама конструкция оказывается довольно тяжелой для переноски. На сборку может потребоваться значительное время, особенно если у пользователя нет соответствующих навыков.

Пластиковая

Пластиковая конструкция

Пластиковая байдарка представляет собой литую конструкцию, которая не пропускает воду даже при очень агрессивном сплаве. Вмещает одного человека и может похвастаться высокой скоростью передвижения. Но неразборная конструкция обуславливает определенные неудобства на этапе переноски и подготовки к сплаву.

Размеры

Говоря о размерах сплавных судов, обычно имеется в виду количество мест. Востребованными представляются модели с одним или двумя местами. В некоторых случаях требуются трехместные или даже более крупные лодки.

Материалы

В зависимости от конструкции, материалы могут использоваться разные. Каркасы обычно изготавливаются из высокопрочных сплавов, которые при этом не слишком тяжелые. Оболочки создаются из ПВХ или других хороших материалов, которые не пропускают воду. Для надувных лодок также очень важен показатель удержания давления.

Сравнение с каяком

Каяк

Нередко байдарки сравнивают с таким транспортом, как каяк. По сути, это названия одной и той же конструкции с прямыми носом и кормой, а также с днищем в виде киля. Управление в обоих случаях осуществляется при помощи весел.

Однако есть и некоторые отличия. Каяки обычно имеют одно или два места, тогда как байдарки могут быть более вместительными. К тому же именно каяки чаще всего используют в спортивных соревнованиях, а байдарки — выбор для поклонников водных путешествий.

Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.

А как же собственно выбирать?

Карта решений по выбору каяка или байдарки

Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели. 

На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас. 

В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.Пример выбора каяка для ПВД в межсезонье

Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!

Универсальная байдарка

К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.

Надувная байдарка ЛагунаПарусный катамаран из двух прототипов Лагун

По моему мнению, наиболее универсальная на текущий момент модель, это Лагуна, от Вольного ветра. Она достаточно ходкая и управляемая, а в случае повышения категории или желания прогуляться под парусами, из пары Лагун можно сделать кат. Однако для вас оптимальной лодкой может оказаться слаломник или сплавной полиэтилен, а возможно даже надувной диванчик с подлокотниками.

В настоящее время, ТаймТриал разрабатывает по нашему заказу следующую версию подобных лодок, и у вас есть возможность присоединиться к заказу.

А когда универсальность не нужна, то лучше выбирать уже внутри классов.

Пакрафт — Средство для переправ и выброски в пеших или пеше-водных походах

Традиционный пакрафт

Исходя из материалов и концепции, традиционные пакрафты имеют наименее приспособленную форму для оптимизации ходовых качеств, зато они самый легкие и компактные среди туристских средств сплава. Ну а если производители начнут делать их в более традиционных обводах, позволяющих перемещаться по воде быстрее, желающих их приобрести будет значительно больше. Ждем появления подобных решений!

Каяк или байдарка для походов выходного дня (ПВД)

Здесь многое будет зависеть от наличия у вас автомобиля и возможности доехать на нем до нужных вам водоемов. Вам могут подойти и слаломный или сплавной каяк, надувная или каркасно-надувная байдарка, и даже катамаран.

Кроме упомянутой выше Лагуны, разумным выбором для ПВД мне кажутся лодки типа Илексы, хотя на вкус и цвет, …

Байдарка или каяк для походов 2-3 категории сложности

 

Выбирая байдарку для походов второй-третьей категории сложности, я бы не рекомендовал выбирать слишком пузатую лодку. На шестерку вы на ней все равно не пойдете. В этом случае, вы не только будете носить лишнее, но и будете медленнее учиться

Хотя, распределяя в предложенной выше табличке важность обучения как мало необходимую, можно получить совсем другой вывод ;-))

 

Лодки для озер и морей (Сияки)

Сияк серфит на волне

Здесь больше всего на выбор будут влиять ваши логистические возможности и возможности хранения. На воде предпочтительнее будет пластики или полиэтилен, а в перевозке общественным транспортом и хранении каркасные одноклассники.

Каяки и байдарки для походов 4-6 к.с.

Полиэтиленовые байдарки превосходят каяки по проходимости, но требуют не только индивидуальной техники, но и слаженности работы экипажа

Да, каякам и байдаркам доступны и реки высших категорий сложности. Главное чтобы технический и физический уровень туриста соответствовал реке и лодке. Чаще всего на этих категориях встречаются полиэтиленовые сплавные лодки, но при наличии большого опыта и недостатке средств есть удачные случаи прохождения рек высших категорий сложности и на КНБшках. Правда в составе лучших групп страны.

Каркасно-надувная байдарка

Что это такое?

Байдарка представляет собой небольшую длинную лодку, оснащенную веслами, которая в последнее время довольно активно применяется для семейных прогулок, в туризме, водном спорте, рыбалке. Байдарки, по сути, являются модернизированной версией моделей, что активно использовались в древности – байд. Нынешние байдарки делаются из различных материалов. Чаще всего – многослойного пластика, композитных материалов, фанеры, дюралюминия. Они могут быть разных видов: монолитные, надувные, каркасные. Также они делятся на группы по количеству мест: одно-, двух- и трехместные.

Отметим, что традиционно данная категория лодок управляется при помощи специальных упоров для спины, коленей и стоп, а также двухлопастных весел. Новичкам сначала придется научиться управлять таким транспортом, что не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. И лишь потом уже можно использовать байдарку. Иначе можно случить так, что она вместо того, чтобы плыть нужным курсом, начнет вертеться на одном месте либо вообще перевернется. Но сначала, конечно, следует выбрать правильный вариант такой лодки.

Какие бывают

 

Современный рынок способен предложить три типа байдарок: каркасно-надувные, каркасные и надувные. У каждого вида присутствуют как достоинства, так и некоторые недостатки

Крайне важно не совершить ошибку и выбрать модель, которая бы соответствовала ряду характеристик для определенного вида отдыха. Зачастую речь идет о неспешном сплаве по водным артериям или рыбалке на водоеме

 

Для новичков и непродолжительных походов рекомендуется использовать надувные конструкции. Подобные изделия относятся к категории универсальных, поэтому также могут применяться для рыбалки и спусков на воде. Что может быть лучше тихого плавания с рассматриванием живописных берегов в выходной день? Для такого отдыха используются надувные конструкции, которые оснащены прочным каркасом, который состоит из двух баллонов (бортовых).

За прочность и износостойкость отвечает специальное ПВХ покрытие надувных элементов. Помимо прекрасного внешнего вида, самые хорошие модели оснащены защитой от агрессивных сред, вредных микроорганизмов, плесени. Преимущества той или иной конструкции приведены в сравнительной таблице, которая расположена ниже.

Преимущества использования надувных конструкций

Критерии выбораОписание
Максимальная проходимостьПрименяются не только для неспешных прогулок, но и спусков по неспокойным рекам (специальные модели). Качественные изделия изготовлены из высокопрочных материалов, которые с легкостью способны пережить подобные испытания.
УстойчивостьВопреки ошибочному мнению покупателей, надувные конструкции весьма устойчивы на воде. К тому же ими легко управлять, с чем способен справиться даже новичок. Применяются для спуска с горных рек при любых погодных условиях.
Быстрый спуск на водуВ комплекте с надувными байдарками всегда идут насосы. С их помощью можно полностью надуть изделие из ПВХ за 10-15 минут.
ОбъемПосле использования изделие сдувается и скручивается в компактный рулон, который после помещается в фирменный мешок. При необходимости, конструкцию можно разместить в туристическом рюкзаке или дорожной сумке.
Минимальный весЭтот аспект крайне важен, ведь байдарку предстоит перемещать по суше. С надувной конструкцией никаких проблем не возникнет, ведь вес набора редко достигает отметки в 10 кг.

Покупка байдарки б/у

Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.

И еще о везении. У каких-нибудь пенсионеров может обнаружится старая байдарка в приличном состоянии. Скорее всего, это будет «Таймень» (вероятно, самая массовая байдарка советских времен), или «Салют» (предок «Тайменя»). Будьте готовы к тому, что каркас окажется вполне годным. Правда, у «Салюта» слабым местом является деревянный кильсон – сдвоенный «хребет», идущий вдоль нижней части лодки, он чаще всего ломался и подгнивал. А вот оболочку почти наверняка придется менять: в советских лодках она была из прорезиненной ткани (чаще всего – на хлопчатобумажной основе) с брезентовой декой. Резина от времени начинает отслаиваться и осыпаться, а хб-волокна после многочисленных намоканий, скорее всего, окажутся гнилыми. К счастью, для этих лодок можно купить оболочки из современных материалов (их делают, например, харьковская и киевская ).

Может оказаться, вам предложат что-то более экзотическое. Например, немецкие RZ-85 или «Колибри», польский «Нептун» или старый советский «Луч». Ходовые характеристики у этих судов очень хороши, но могут возникнуть проблемы с каркасом (у «немца» и «поляка» он целиком деревянный, у «Луча» — с многочисленными деревянными деталями) и почти наверняка возникнут с оболочкой. К счастью, в Украине можно найти фирмы, которые берутся за изготовление нестандартных «шкур» — это, в частности, харьковская «Романтика» или киевский «Нэрис».

Автор — Александр Данковский (страничка Александра в Facebook)

Общее описание

 

Производители наполнили рынок качественной продукцией. Популярные модели весел отличаются особой формой лопастей, что существенно влияет на область их применения. К примеру, весла для байдарок изготавливаются ассиметричными, а симметричные варианты давно ушли в прошлое и считаются анахронизмом

Рассмотрим, на что стоит обратить особое внимание при выборе товара:

 

  • Гребной слалом. Относится к олимпийским видам спорта. Его суть – максимально быстро пройти определенную дистанцию по бурной реке. Достичь выдающихся результатов в этом виде спорта можно только с приспособлениями вытянутой формы и ложкообразным внешним видом. Они помогают быстро разогнать лодку и качественно ней управлять.
  • Сплав по бурной реке. Рекомендации специалистов сводятся к следующему: предмет должен быть широким и коротким. Это дает возможность сделать эскимосский переворот и успешно управлять плавсредством.
  • Путешествие по гладкой воде. Критерии выбора следующие: изделие должно быть с узкими и длинными лопатками. Это помогает за считанные секунды набрать скорость,  а также делать быстрые и резкие маневры.
  • Фристайл на бурной воде. Рейтинг качественных товаров для этих целей возглавляют модели с самыми короткими и широкими лопастями. Такие весла способствуют качественному выполнению акробатических трюков в бочке или на волне.

 

 

Кроме длины и ширины, нужно обращать внимание и на такие особенности как профиль сечения, а также толщина предмета. Толстая лопатка с объемным сечением отлично подходит для воды

К тому же, ею проще делать сложные гребки.

 

 

Немаловажное значение имеет и шафт – специальная трубка, которая соединяет лопасти. Какие они бывают? Изогнутыми и прямыми

Прежде чем приобретать модель, стоит взять ее в руки. Она должна удобно ложиться в ладони, быть комфортной и не скользить.

Разновидности байдарок по конструкции

На сегодняшний день на рынке представлены такие виды байдарок:

  • Каркасные (или каркасно-надувные);
  • Надувные;
  • Пластиковые.

Теперь рассмотрим каждый вид более подробно. Каркасные байдарки довольно мобильные – они быстро разбираются и собираются, в разложенном виде занимают не много пространства. Название такого типа лодок говорит о том, что конструкция крепится на жесткий каркас из металлических труб и деревянных элементов, на которые натягивается так называемая «шкура». Она шьется из технологичной ткани-лавсана и пропитывается поливинилхлоридом (ПВХ). Иногда в комплект каркасной байдарки включен и фартук, который препятствует попаданию воды внутрь байдарки.

Однако каркасные конструкции не подходят для сплава по бурным рекам с водопадами или порогами. От большой нагрузки центральная часть каркаса может смениться и байдаркой будет сложно управлять. А вот для обучения туристов на спокойной воде подобная конструкция подойдет идеально. Они обладают высокой скоростью наряду с легкостью курсирования, а также отличаются большой грузоподъёмностью.

Каркасно-надувные байдарки – это более усовершенствованная модель каркасной конструкции. Они также имеют основу из жесткого каркаса, а для оболочки используются надувные баллоны. Бортовые баллоны придает лодке больше «плавучести», а также значительно усиливают маневренность и проходимость.

Надувные модели полностью состоят из, как правило, из двух бортовых баллонов, склеенных вместе в корме и в носу лодки. Надувные каяки могут перевозить достаточно тяжелый груз, хорошо амортизируют удары и практически никогда не переворачиваются. В сравнении надувных байдарок с каркасными моделями, первые более безопасны для новичков. Но для того, чтобы улучшить ходовые свойства надувной лодки, лучше выбирать конструкцию с жестким днищем или равномерно загружать борт по длине. Для экстремального сплава на большой скорости, лучше выбрать байдарку с плавниками.

Монолитные, пластиковые байдарки не разбираются, имеют цельный корпус и отличаются большой износоустойчивостью. Чаще всего подобные типы байдарок можно встретить на спортивных соревнованиях, на бурных потоках и экстремальных сплавах. Новичкам такие модели не подойдут: чтобы ходить в одноместном каяке, требуется специальная подготовка и опыт. Зато их сложно пробить даже при мощных столкновениях с препятствиями.

Какую байдарку лучше купить

Одним из основных параметров выбора плавсредства является остойчивость. Способность лодки возвращаться в исходное положение после наклона крайне важна в любых условиях. Она во многом зависит от формы подводной части модели. Наиболее остойчивыми являются короткие и широкие байдарки с тупыми носом и кормой.

 

 

Стоит обратить внимание на непотопляемость лодки. Как правило, каркасные байдарки уходят на дно в случае пробития корпуса

Следует приобретать модель, оснащенную специальными емкостями с воздухом.

При чрезвычайной ситуации они помогут сохранить байдарку на плаву и отбуксировать на берег. Надувные модели должны обладать раздельным строением баллонов.

 

 

Важно учитывать и ходовые качества лодки. На них оказывает влияние сопротивление трения, формы волн

 

Байдарка, обладающая вытянутой конструкцией, острыми ватерлиниями в носу и гладкой поверхностью, достигнет лучших показателей скорости и курсоустойчивости.

Не стоит забывать об удобстве сборки и обслуживания модели. Лодки, выполненные из жестких материалов и имеющие большое количество конструктивных элементов, более сложны при подготовке к спуску на воду. Даже при должном опыте этот процесс занимает не менее получаса.

После эксплуатации необходимо подготовить лодку к хранению. Для этого ее следует очистить от грязи и песка, хорошо высушить. Байдарки в разобранном виде хранят в сухом проветриваемом помещении при комнатной температуре.

Рекомендации: 10 лучших лодок ПВХ

10 лучших лодочных моторов

15 лучших ласт

Каркасные байдарки

Классика жанра, восходящая прямиком к эскимосским и алеутским каякам и байдарам. Правда, каркас теперь уже никто не делает из моржовой кости и китового уса, а оболочку — из тюленьей шкуры. Теперь для каркаса применяются алюминиевые сплавы, пластик, дерево, а для оболочек – ткани со специальным полимерным покрытием. Хотя бывалый байдарочник может вместо слова «каркас» сказать «кости», а вместо «оболочка» — «шкура».

Типичные представители каркасников — «Салют 5,2» и «Таймень-3» (СССР), RZ-85 (ГДР), «Нева-3» («Тритон», РФ), «Нэрис Валькирия-2» и «Нэрис Alu-2» («Нэрис», Украина).

Добавим, верхняя часть «шкуры» — дека, она же палуба — традиционно закрывает часть лодки, оставляя открытыми одно-два-три посадочных отверстия или единый кокпит. Это делается, чтобы байдарку меньше заливало при прохождении волн (особенно когда в них ныряет нос) и чтобы брызги с двулопастных весел меньше попадали внутрь судна. Для бурной воды применяют фартуки и срывные юбки, дополнительно герметизирующие зазор между корпусом гребца и лодкой.

Естественно закрытая дека создает трудности при посадке в байдарку и при размещении в ней груза. Чем более открыт кокпит, тем проще погрузка и тем больше может оказаться воды внутри на марше.

При всем при этом каркасные байдарки – наиболее обитаемы, то есть в них проще всего в длительном походе разместить и пассажиров, и груз. Последний —за счет мест под бортами, в носу и корме. Именно среди каркасных байдар чаще можно встретить не только двух-, но и трехместные суда, что особенно актуально для семей с детьми и собаками.

Каркасник же при прочих равных будет наиболее ходкой лодкой (уступая разве что байдарке с жестким корпусом).

Ремонт мелких «травм» каркасного судна, как правило, несложно произвести и в полевых, и в домашних условиях.

Стоит упомянуть и живучесть каркасника: получив небольшое повреждение (например, прокол в оболочке), он способен долго оставаться на плаву. «Заткнул дыру носком да пошел дальше», как написал любитель каркасных лодок на одном форуме. На слегка подтекающем каркаснике можно дойти до конца похода. С надувной лодкой так не получится.

Правда, и повреждения каркасники получают чаще прочих — это мы плавно переходим к недостаткам. Там, где «шкура» плотно прилегает к «костям», ее достаточно просто пробить, наехав на камень или даже острую корягу. Правда, современные оболочки проклеиваются дополнительными леями в наиболее угрожаемых местах.

Каркасную лодку дольше собирать (если сравнивать с надувной). Первая сборка может занять и больше часа. Но набив руку — время сборки обычно составляет 20-25 минут. Но при длительности похода в три дня и более — это не так существенно. Потраченное время вернется удобством, комфортом, скоростью и вместительностью судна.

Резюме. Каркасная байдарка хороша для длительных (от трех дней до нескольких недель) походов по не слишком сложным (приблизительно до третьей категории) рекам. Причем походы могут быть как спортивными (на скорость), так и семейными.

Как выбрать подходящий вариант

Основная задача – определить, где продукт будет использоваться, насколько активно и профессионально. Индивидуальность продукции отмечается налицо: каждая фирма выпускает изделия идентичные по форме, но отличные по размеру. Крупным людям подходят лопатки со значительной площадью, тогда как хрупким девушкам комфортнее работать с уменьшенными версиями.

 

 

Немаловажное значение имеет и то, сколько продукт стоит. Товар из жесткого и долговечного карбона стоит дорого

Недорогие варианты производят из стекловолокна. Стоит иметь в виду также то, что при изготовлении определенного изделия могут использоваться различные материалы.

Необходимо правильно определиться с длиной конструкции. Этот параметр имеет прямую зависимость с ростом человека и регулярностью использования устройства. Тем не менее, есть одно правило для всех:

  • при росте до 160 см, длина конструкции должна составлять 190 – 191 см;
  • при росте до 180 см – 197 см;
  • высоким людям (больше 190 см) лучше приобрести приспособление, длина которого составляет 203 см.

Лопасти весел могут быть развернуты под разным углом друг к другу. Для фристайла больше подходят небольшие углы – от 10 до 15 градусов. Сплав и слалом требуют разворота в 30 – 45 градусов, так что советы специалистов здесь неуместны. Каждый выбирает по собственному желанию, исходя из функционала.

Специализированные магазины предлагают модели-конструкторы, состоящие из шафта и двух лопастей. Покупатель самостоятельно определяется с параметрами, разворотом и склеивает приспособление по своему усмотрению. Этот процесс не является сложным, но требует некоторой аккуратности, а также знаний и умений.

Шафт бывает прямым и изогнутым. Все зависит от личных пожеланий покупателя. Одни отдают предпочтение эргономике, другие – прочности и весу. На рынке присутствует ряд компаний, которые специализируются на выпуске тонких шафт, специально для маленьких женских ладошек.

Где купить и какой фирмы лучше – каждый человек определяет самостоятельно. Недостатка в специализированных точках нет. Если принято решение заказать товар онлайн, то предварительно стоит посмотреть фото, ознакомиться с выпускаемыми новинками, изучить рейтинги и отзывы.

Умельцы делают весла для гребли своими руками в домашних условиях по пошаговым инструкциям, выложенным в интернете. Там же дано четкое описание того, как подобрать материал, а также какие инструменты и приспособления могут понадобиться. Так или иначе, стоит помнить, что качественные приспособления – залог вашей безопасности, поэтому может быть лучше выложить незначительную сумму, но приобрести проверенную модель, отличающуюся высоким качеством и комфортностью, чем впустую тратить свое свободное время и не добиться желаемого результата.

Как выбрать байдарку по положению гребца

Казалось бы, какая разница, как сидеть, если все равно выполняешь одни и те же движения? Но байдарки – особый вид плавсредства, поэтому помимо всех вышеупомянутых характеристик, есть еще две:

  • Положение sit-on-top;
  • Положение sit inside.

Первый тип расположения гребца – как-бы сверху каяка. В таком положении гребца ничего не сковывает, можно легко соскользить в воду. Но такой тип байдарок лучше использовать летом, так как от воды вас ничего не защитит.

Расположение sit inside говорит само за себя – человек сидит в углублении каяка – в кокпите. Такая посадка защищает гребцов от попадания воды и дает возможность лучше «чувствовать» лодку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий